21.10.2008 01:50
    Поделиться

    Чеченские врачи встревожены всплеском онкологических заболеваний в республике

    В республике готовятся к официальному открытию нового онкологического диспансера. Несмотря на то, что часть его помещений недостроена, а половина кабинетов не оборудована, в медицинском учреждении - очереди.

    По оценкам специалистов, события последних лет нанесли огромный ущерб не только экономике Чечни, но и здоровью местного населения. Страшный диагноз "рак" только в прошлом году поставлен 3294 местным жителям. Однако медики утверждают: реальный уровень заболеваемости в республике существенно выше.

    В списках не значатся

    В просторном и светлом коридоре онкоцентра у кабинета маммолога приема ждут более 30 женщин. Разные по возрасту и социальному положению, они одинаково опускают глаза, избегая посторонних взглядов. О болезни здесь не принято говорить - дело в особенностях менталитета и боязни, что близкие и знакомые отвернутся, узнав о диагнозе. Мне удается разговорить только одну пациентку, 25-летнюю жительницу Грозного Мадину. Надев специальные бахилы, она ожидает возле регистратуры, пока ее четырехлетний сынок доест пачку картофельных чипсов.

    - Мне об этом тяжело рассказывать. То, что самые страшные подозрения медиков подтвердились, я узнала буквально на днях,- признается женщина. - Сегодня доктор должен назначить лечение. Конечно, страшно - у меня двое детей, что с ними будет, если меня не станет?

    Мадина добавляет, что совсем недавно о похожем диагнозе ей рассказали соседка и подруга детства. А два месяца назад от злокачественной опухоли умер родственник мужа 50-летний Хамзат.

    - Количество людей с онкологическими заболеваниями в республике растет с каждым годом, - рассказывает главный врач республиканского онкодиспансера Исмаил Адизов, - только за девять месяцев 2008-го мы поставили на учет 2753 человек с разными видами рака. Больше всего пациентов зарегистрировано с заболеваниями кожи - свыше 400 человек, легкие поражены у 321 жителя республики, злокачественные опухоли молочной железы найдены у 259 женщин.

    Несмотря на то, что уровень заболеваемости на 100 тысяч населения в республике ниже общероссийского - 236 против 330,5 - у медиков мало поводов для оптимизма.

    - Данные по Чечне весьма условны. На самом деле они должны быть как минимум в полтора раза выше, - отмечает Адизов.- Дело в том, что основная масса пациентов предпочитает лечиться за пределами республики. Жители Ножай-Юртовского и Веденского районов едут для обследования в Хасавюрт, Надтеречного и Наурского - в Моздок, Шелковского - в Кизляр и так далее. Более состоятельные предпочитают Ростов, Нальчик или Ставрополь. Большинство обитателей высокогорных районов вообще лишены возможности приехать на обследование в Грозный, а в местных поликлиниках нет необходимого оборудования.

    К слову, во многих соседних регионах уровень заболеваемости населения также превосходит чеченскую статистику. Однако, по мнению медиков, это говорит лишь о более качественной диагностике.

    Что касается показателей смертности от онкологии, они в республике превышают данные южных краев и областей. Этот факт признают и медики, и власти. В прошлом году в Чечне умерли 1604 местных жителя, у которых в 2007-м были обнаружены злокачественные опухоли. Здесь, по словам специалистов, есть вина самих пациентов.

    - В конце года у нас на учете состояло 10 228 человек, из них с подтвержденным диагнозом уже более пяти лет живут 2530, - констатирует Адизов, - в основном это люди, у которых рак диагностирован на раннем этапе.

    Практика показывает - на первой-второй стадии к врачам обращаются только 24,1 процента заболевших, по стране этот показатель составляет почти 44 процента. На последней, четвертой стадии, в больницы приходят 35,6 процента онкобольных Чечни (в России - 23,3).

    Стройка с пристрастием

    Как ни парадоксально, но предпочитая иногородние клиники, пациенты сегодня делают правильный выбор. И дело здесь не в низкой квалификации местных медиков или в их нежелании помочь - чеченский онкологический центр сегодня просто не в состоянии принять всех желающих. По сути он даже не открыт.

    Вместе с главным врачом Исмаилом Адизовым мы прогуливаемся по территории диспансера. Обойти ее целиком непросто - корпуса учреждения расположены на площади в 3,8 гектара. Сложно поверить, но строительство началось только в ноябре прошлого года. Последние несколько лет больных принимали в неприспособленном здании, где даже были перебои с водой.

    - А на этом месте раньше находилась поселковая свалка, - рассказывает главврач. - Только в первый день работ строители вывезли 276 машин мусора.

    Сегодня земля полностью очищена и облагорожена. Пущено в эксплуатацию административное здание, почти готов соматический корпус, в котором будут располагаться лабораторное, приемное, диагностическое, радиологическое и химиотерапевтическое отделения. По немецкому проекту возводится хирургический корпус - на пятом этаже разместится реанимационный блок. В целом по федеральной целевой программе диспансер обойдется казне в два миллиарда рублей, 800 миллионов из которых пойдут на современное импортное оборудование. С его оформлением пока возникла проблема - процедура в европейских странах длится довольно долго. Однако до конца года, утверждает Адизов, она должна завершиться.

    - Даже до военных действий республика была одним из семи регионов страны, где онкологический центр не имел своего стационара, - подчеркивает он, - после завершения работ у нас появится сразу 400 коек. Поликлиника будет рассчитана на 250 посещений в день.

    Стоит отметить, что к строительству диспансера приковано внимание республиканских властей. На первых этапах они даже подвергли резкой критике работу строителей. Тогда все руководители, допустившие срыв сроков, были привлечены к ответственности.

    Объект посетили и чиновники федерального уровня, включая руководителя администрации президента РФ Сергея Нарышкина и его первого заместителя Владислава Суркова.

    Природа недуга

    Первые лица были здесь не простыми гостями. Власти республики хотели обратить внимание федерального центра на онкологическую эпидемию среди местного населения и в первую очередь на ее причины. По мнению специалистов, в числе основных - катастрофическое состояние экологии и, в частности, масштабная незаконная нефтедобыча. В республике до сих пор работает масса подпольных мини-вышек. Устроены они очень просто и не оснащены никакими средствами очистки.

    - Еще несколько лет назад даже по весьма приблизительным подсчетам в Чечне работало до девяти тысяч нелегальных заводов, - утверждают в МВД по ЧР. - Сейчас их стало меньше - мы активно боремся с этим незаконным бизнесом.

    Непосредственный контакт с нефтепродуктами зачастую и приводит к возникновению "популярных" в Чечне рака легких и кожи.

    - В населенных пунктах, где активно развит такой способ заработка, уже давно забыли, что такое долгожители. Возраст онкобольных в Чечне составляет 50 - 53 года, тогда как в целом по стране - более 63 лет, - подчеркивает Исмаил Адизов. - Поэтому я постоянно призываю людей задуматься не только о своем здоровье, но и о будущем собственных детей.

    Большое влияние на ситуацию оказывает и так называемое эхо войны. По данным МЧС республики, под развалинами некоторых заводов по-прежнему находят неутилизированные радиоактивные отходы. Этой проблемой активно занимаются сразу несколько ведомств и специальных служб.

    Еще одна немаловажная причина - стресс, который последние десятилетия переживали жители республики.

    - Сегодня, к счастью, жизнь налаживается, - резюмирует главврач, - главное - появилась возможность обращаться за помощью к специалистам. И когда нам привезут оборудование, у людей больше не возникнет никаких сложностей с лечением - онкоцентр будет в состоянии оказать все виды медицинских услуг.

    Кстати
    В Чечне принят паспорт республиканской целевой программы "Восстановление и дальнейшее развитие онкологической службы в ЧР на 2008 - 2011 годы". Целями документа являются обеспечение диагностики на ранних стадиях заболевания, снижение инвалидности и смертности при злокачественных новообразованиях.

    Поделиться