Сегодня жители более шестисот деревень вынуждены добираться до райцентров по бездорожью. Состояние значительной части асфальтированных магистралей Прииртышья не выдерживает критики. Власти обещают решить проблему к 2025 году.
На дворе двадцать первый век, а жители северных деревень по сути остаются отрезанными от внешнего мира. Большинство сел не знает, что такое асфальт. В сухое время года народ пользуется грунтовыми и проселочными дорогами, весной и осенью они превращаются в болото. До крупного райцентра Усть-Ишим только в этом году проложили "дорогу жизни", и то из щебенки. Хватит ее ненадолго.
- Случись беда, ни "скорая", ни пожарная помощь к нам не доберется. Пассажирские автобусы ходят далеко не всегда, - сообщил "РГ" житель деревни Киргап Игорь Тихомиров. - Когда подъездные дороги размывает, пустеют и полки в магазинах: машины с продуктами не рискуют к нам ехать. Завязнут наверняка.
По официальным данным, 633 населенных пункта Омской области (из 1447) сегодня не имеют дорог с твердым покрытием. Впрочем, и значительная часть существующих асфальтированных магистралей также не выдерживает критики. Водители жалуются, что местами трассы слишком узкие, местами на них нет живого места от ям и колдобин. Неудивительно, что жуткие аварии здесь происходят довольно часто.
Вчера на трассе Таврическое - Сосновское водитель "Жигулей" не справился с управлением, вылетел в кювет и перевернулся. Шофер и пассажир получили тяжелые травмы. Аналогичная авария произошла в Тарском районе. На Русско-Полянском тракте произошло лобовое столкновение двух автомобилей, которые, лавируя между ухабами, не сумели разойтись.
Измученные экстремальной ездой, люди уже не надеются на власть и уповают на небеса. Например, по инициативе ГИБДД Крутинского района местный священник освятил самые проблемные участки трассы. Говорят, за год - ни одного лобового столкновения.
Конечно, дороги в Прииртышье строят. Но очень мало. По данным управления дорожного хозяйства, в этом году в регионе появилось 45 километров новых магистралей. Треть мостов не отвечает требованиям грузоподъемности и нуждаются в реконструкции.
- По современным стандартам на ремонт и содержание одного километра трассы нужно тратить порядка пятисот тысяч рублей, мы расходуем около пятидесяти, - сообщил корреспонденту "РГ" начальник управления дорожного хозяйства Виталий Эрлих. - Увеличивать объемы работы крайне сложно: цены на стройматериалы стремительно растут. Без государственных субсидий решить дорожную проблему сложно.
Между тем федеральное финансирование отрасли Прииртышья в следующем году, по прогнозам, сократится почти вдвое. Есть и другая проблема - сегодня значительная часть дорожно-строительной техники устарела. Правда, на днях регион получил сорок четыре новые машины. По одной на каждый район.
Тем временем омские депутаты рассмотрели региональную программу развития и модернизации магистралей, рассчитанную до 2025 года. 100 миллиардов рублей бюджетных средств потратят на строительство и реконструкцию четырех тысяч километров дорог Прииртышья. Программа уже действует. В этом году построен путепровод в Называевске, 16-километровая дорога Орловка - Нижняя Омка, началась реконструкция трассы Омск - Муромцево - Седельниково. Приведены в порядок дороги в трех районах области.
Что касается отдаленных деревень, то лишь шестая часть из них попала в федеральную программу развития транспортной системы до 2015 года. Дороги будут проложены только к густонаселенным селам, и то при условии, что они находятся не дальше пяти километров от основной трассы. В общем, государственные субсидии получат лишь 120 деревень. Проблему дорог в остальных малых населенных пунктах местным властям придется решать самостоятельно.