27.10.2008 03:10
Рубрика: Наука

Немножко лошади

Автомобили на биотопливе из соломы показали в столице

Столица начнет вырабатывать биотопливо из соломы, а правительство города пересядет на невредные для окружающей среды гибридные машины. Об этом заявил мэр столицы Юрий Лужков, открывая в Москве III Международную конференцию "Альтернативные источники энергии для больших городов".

Судя по результатам конференции, городские власти настроены весьма решительно. В том, что проблема экологии в мегаполисе становится актуальнее год от года, никто не сомневается: москвичи уже давно задыхаются от выхлопных газов в пробках на дорогах. К разрешению этой задачки на конференцию были приглашены академики РАН, бизнесмены, иностранные компании, экономисты и чиновники. Начать предложили с улучшения качества автомобильных выхлопов. Использовать для этого не бензин, а природный газ, диметиловый спирт, солнечные батареи, ветряки и другие альтернативные источники энергии. Столичный мэр Юрий Лужков, например, выступает за биотопливо, в шутку объяснив: раз автомобиль - железный конь, то и пища у него должна быть "конской" - в виде соломы.

- Из одной тонны соломы можно произвести 250 литров биоэтанола, - говорил он в своем выступлении. - Его использование позволит улучшить экологическую ситуацию в городе и экономить мировые запасы нефти.

При этом Лужков категорически против использования в виде биотоплива зерен кукурузы.

- Сейчас на планете насчитывается 850 миллионов человек, которые откровенно недоедают, - объяснил мэр свои аргументы. - Кукурузы же производится во всем мире около 780 миллионов тонн. Америка и Европа решили направить на создание биоэтанола около 100 миллионов тонн кукурузы в год. Число голодающих может увеличиться до 1 миллиарда человек!

Чтобы не способствовать этому процессу, Лужков выступает за переработку тех растительных культур и компонентов, которые не годятся для пищи человека. Как чуть позже прокомментировал "РГ" академик РАН, декан химического факультета МГУ имени Ломоносова Валерий Лунин, солома - действительно очень перспективный вид топлива. "Продукт этот не дефицитный, и есть уже несколько технологий для его переработки, - рассказал он. - А, начав с соломы, в дальнейшем по аналогии можно будет использовать и другие виды биоресурсов". Планирует Москва получать диметиловый эфир в качестве топлива для автомобилей и из древесины. Его собираются применять на рефрижераторных автоустановках. А вот пересадить горожан на электромобили мэр считает вполне возможным. Но тут встает проблема, как совместить задачи экологии с экономией ресурсов.

- Необходимо разработать гибридные отечественные автомобили, которые на малых скоростях работают на аккумуляторе, а на большей скорости переходят на бензин или дизель, - заявил Юрий Лужков, знакомясь с выставкой, специально подготовленной к конференции.

Пока он разглядывал различные ноу-хау в этой области - вроде, например, "концептуального проекта жилого здания с замкнутым циклом переработки отходов жизнедеятельности человека", один из участников мероприятия, известный японский автопроизводитель, пригнал к зданию пять новеньких авто Prius в подарок городским властям.

- Такие машины с гибридным приводом - моя давняя мечта, - обрадовался Юрий Лужков. - При разгоне до 40 километров в час они едут за счет электродвигателя, затем переходят на бензин, расходуя его очень экономно - на 100 километров всего по 4,3 литра. Мы обязательно рассмотрим вопрос о покупке для города хотя бы 500 таких машин для начала - чтобы москвичи оценили и экономическую, и экологическую выгоду такого транспорта. Затем мэр деловито сел за руль одной из этих серебристо-зеленых машинок и укатил на Тверскую, 13, чтобы лично испытывать гибрид.