В Сибирском представительстве "РГ" в Барнауле прошел "круглый стол" на тему "Пути развития банковской системы Алтайского края в условиях мирового финансового кризиса". В нем приняли участие руководители десяти крупнейших кредитных организаций.
За одним столом встретились председатель правления ООО "Сибсоцбанк" Андрей Корчагин, председатель правления ОАО КБ "ФорБанк" Андрей Макулов, первый зампред правления Алтайского банка Сбербанка РФ Николай Иванов и зампред правления банка Татьяна Безматерных, управляющий филиалом банка ООО "Уралсиб" в Барнауле Алексей Воропаев, замуправляющего Алтайского филиала ОАО "Промсвязьбанк" Светлана Щукина, замуправляющего Барнаульским филиалом ОАО "Банк Возрождение" Елена Чекрыжова, управляющий по Барнаулу ОАО КБ "Региональный кредит" Аркадий Бакушкин, исполнительный директор Алтайского банковского союза Антон Слободчиков.
Российская газета: Бытует мнение, что кризис почти не затронул Алтайский край, так как его экономика слабо интегрирована в мировую. Так ли это?
Андрей Корчагин: Проблема, пожалуй, сегодня одна. В связи с мировым финансовым кризисом возникли некоторые сложности с получением банковских кредитов - потребительских, ипотечных... Каждого потенциального заемщика банки начали рассматривать через "лупу", выяснять, чем он дышит, сможет ли рассчитываться. И такой подход - совершенно нормальный. Это лучше, чем раздавать кредиты не глядя, а потом бегать за "зайцами" по всей России.
Обеспокоенность людей, на мой взгляд, как раз и объясняется тем, что сегодня банки не кредитуют так же легко, как прежде. Но это даже к лучшему. Раньше люди брали второй холодильник, скажем, или телевизор, не задумываясь, а действительно ли есть в этом приобретении необходимость? Или третий мобильник - зачем столько? Брали, потому что давали "бесплатно", то есть в кредит и без предоплаты. Происходящее сегодня я оцениваю как некий момент отрезвления: массовое потребление, которое шло по нарастающей сумасшедшими темпами, пошло на спад. Вольно или невольно, но ответственность людей за те обязательства, которые они на себя берут, возрастает.
РГ: Кто в нашем регионе теряет от мирового кризиса? И как минимизировать потери?
Андрей Макулов: Мировой кризис, попросту говоря, можно разделить на две составляющие - кризис доходности и кризис ликвидности. Кризис доходности - это когда человек не получает предполагаемых доходов, потому что имеющиеся в его владении акции подешевели. Но убытки он понесет лишь в том случае, если продаст на бирже свой пакет акций. Жителям Алтайского края кризис доходности практически не угрожает. Кто владеет акциями? Олигархи. Вот они и потеряли. Состоятельных людей, имеющих в распоряжении котирующиеся на бирже акции предприятий, в нашем регионе - единицы.
Алтайским предприятиям тоже опасаться не стоит, так как на территории края практически нет предприятий, акции которых были бы размещены на бирже. Следовательно и не возникнет проблемной ситуации, которая может наступить, если предприятие брало кредит под залог своих акций.
РГ: Выходит, для волнений оснований нет?
Макулов: Если кому и нужно волноваться, то держателям акций, но никак не вкладчикам. Но и акционерам я бы посоветовал не паниковать, а проявить выдержку. Беспокоиться следует предприятиям, разместившим свои акции за рубежом.
Корчагин: Выйдите на улицу, зайдите в банки - нет там никакого кризиса. Вот если бы банки отказались выдавать кредиты - тогда да. Но банки как их выдавали, так и продолжают выдавать. Если мы что-то пообещали клиенту - мы не можем, не имеем права подрывать его бизнес. Тем более, когда инвестиционный проект уже наполовину реализован и сотрудничество началось два года назад.
РГ: А если предприятие только собирается начать реализовывать проект?
Корчагин: Вот тогда предпринимателю следует хорошенько взвесить свои возможности, задуматься, где и под какую ставку он сможет взять ресурсы.
Светлана Щукина: Сегодня не самое удачное время, чтобы начинать бизнес. А если начинать, то, пожалуй, лучшим вариантом будет переход на использование собственных ресурсов.
РГ: В какой степени устойчивы алтайские банки?
Макулов: В той же, что и до объявления о мировом кризисе. Все банки, действующие на территории края, отнесены ко второй категории устойчивости (из пяти существующих).
Николай Иванов: Все ведь познается в сравнении. Если вспомнить, то из кризиса 1998 года алтайские банки вышли окрепшими. В нынешних условиях, чтобы сохраниться, банкам нужно вести взвешенную, осторожную кредитную политику. Взятые на себя обязательства по вкладам банки должны исполнять.
Об устойчивости банковской системы Алтайского края судите сами. Аграрии получили хороший урожай зерна. Есть зерно - будет работать перерабатывающая промышленность. Промышленные предприятия тоже устойчиво работают, за исключением попавших под глубокую конверсию или эксперимент, как, например, тракторный завод в Рубцовске.
РГ: Люди опасаются, что банки поднимут процентные ставки по кредитам. Если так, то кредит, видимо, стоит брать сейчас, не дожидаясь, когда он станет дороже. Или торопиться не стоит?
Алексей Воропаев: Колебания происходят постоянно как в ту, так и в другую сторону. И зависят они от спроса и предложения. Сегодня предложение довольно ограничено, поэтому процентная ставка достаточно высока. Но все может измениться, когда заработают правительственные программы, произойдет рефинансирование российских банков из-за рубежа. Не исключено, что в весьма скором времени ставки будут понижены.
РГ: По ипотеке тоже? Некоторые банки уже объявили о повышении процентной ставки по ипотечным кредитам. Как, на ваш взгляд, будет развиваться ситуация дальше?
Татьяна Безматерных: Предугадать, как поведет себя рынок недвижимости в перспективе двух-трех лет, довольно сложно. Многие прогнозируют, что цены снизятся, приблизившись к реальным. Мы рассчитываем, что сегодняшняя ситуация отрезвит строителей, заставив их снизить стоимость квадратного метра жилья. На сколько - на 10, 20 или 30 процентов - сказать сложно. Брать ли кредит сегодня - это каждый человек должен решать сам, исходя из своих финансовых возможностей.
РГ: Банки ужесточили требования. В частности, в приобретение жилья заемщик должен вложить часть собственных средств...
Безматерных: Считаю, что это правильная мера. Приобретать жилье целиком за счет банка - значит в определенной мере снять с себя ответственность за саму сделку. Если клиент вкладывает свои сбережения в размере, скажем, 30-50 процентов от суммы сделки - это говорит о взвешенности, подготовленности решения. О том, что оно неслучайно.
Елена Чекрыжова: На рынке ипотечного кредитования сложилась действительно непростая ситуация. В условиях мирового финансового кризиса и отсутствия ликвидности в банковском секторе многие мелкие и средние игроки ипотечного рынка прекратили программы долгосрочного кредитования. Банкам попросту не хватает денег, ведь возможности выдавать кредит под 10-12 процентов годовых с последующим привлечением западного капитала под более низкие ставки на рынке больше нет. Безусловно, в такой ситуации лучше других себя чувствуют крупные банки, обладающие значительными собственными ресурсами для выдачи ипотечных кредитов.
РГ: Многих интересует, возможно ли изменение процентной ставки уже в ходе выплаты ипотечного кредита?
Безматерных: У банка есть право в одностороннем порядке повысить процентную ставку. Но если оно банком применяется, то обязательно оговаривается при заключении сделки.
РГ: Насколько серьезна для края проблема невозврата ипотечных кредитов?
Антон Слободчиков: По официальной статистике, в среднем проблемы с выплатой возникают у 1,5 процента заемщиков. Конечно, проблемы есть, и каждый банк решает их по-своему. Хочу подчеркнуть, что стабилизация ситуации - в интересах банков и в целом экономики региона.
Безматерных: Есть предприятия, не мыслящие развития без использования кредитных ресурсов. Они словно сидят на кредитной игле. Но заемные средства банка не бесконечны. Сегодня нужно полагаться и на собственные ресурсы. У многих предприятий есть так называемые непрофильные активы. Их можно перевести в ликвидные, тем самым снизить необходимость в заемных средствах. Такая схема оздоровления актуальна.