Весь спектр государственных услуг будет доступен через Интернет

Главная задача "электронного правительства" - кардинальное изменение всей сферы государственных услуг, которые должны быть доступны каждому гражданину в любой момент времени и из любого места. Одним из элементов "электронного правительства" призван стать общероссийский государственный информационный центр (ОГИЦ), за создание и организацию которого отвечает ФГУП НИИ Восход.

Основная цель создания общероссийского государственного информационного центра - это технологическое обеспечение межведомственного информационного взаимодействия органов государственной власти между собой, с органами местного самоуправления, с гражданами и организациями в интересах оказания государственных услуг в электронном виде с использованием современных средств идентификации пользователей.

В результате применения электронной цифровой подписи можно идентифицировать участников информационного взаимодействия, правомочность уполномоченных должностных лиц органов государственной власти, осуществляющих взаимодействие, дату и время взаимодействия, а также гарантировать целостность, неизменность и идентичность информации, отправленной одним пользователем другому.

К задачам, решаемым ОГИЦ, следует отнести реализацию унифицированных технологических и телекоммуникационных процедур в соответствии с электронными регламентами для юридически значимого обмена сведениями между информационными системами органов исполнительной власти в целях оказания государственных услуг гражданам и организациям в соответствии с планом, утверждаемым правительством Российской Федерации,

ОГИЦ обеспечивает возможность регламентного оказания федеральными органами исполнительной власти подтвержденных юридически государственных услуг в электронном виде гражданам и организациям с использованием ресурсов центра через единый сайт государственных услуг в сети Интернет (портал государственных услуг).

Обеспечивается возможность размещения ведомственных баз данных и обеспечение регламентированного доступа к ним федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, другими государственными органами и органами местного самоуправления.

ОГИЦ обеспечивает технологическую возможность передачи, хранения и обработки информации ограниченного доступа, не содержащей сведений, составляющих государственную тайну.

Являясь единой точкой предоставления электронных услуг, оказываемых в рамках электронных регламентов федеральных министерств, ведомств, общественных организаций, ОГИЦ выполняет роль транзитного информационного ресурса для предоставления электронных услуг гражданам и организациям.

Немаловажен факт, что при предоставлении в электронном виде услуг гражданам, организациям и ведомствам обеспечивается легальность оказанной услуги. Разумеется, услуги должны оказываться в рамках принятых ведомством электронных регламентов.

Отметим, что услуги для региональных органов власти будут оказываться в защищенном внутреннем информационном контуре в виде создания единых принципов и критериев организации реестров и баз данных.

ОГИЦ имеет единую систему удостоверяющих центров и лицензионные полномочия на выдачу ключей ЭЦП уполномоченным органам и служащим для оказания подтвержденной юридически услуги в электронном виде и будет иметь полностью закрытый, защищенный внутренний информационный контур с резервным центром, региональными центрами и контролируемыми шлюзами в публичную сеть Интернет.

ОГИЦ имеет систему регистрации и обработки заявок, регистрирует поступившие обращения заявителей в базе электронного документооборота с информированием соответствующего федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления с автоматическим формированием выписки из электронного журнала регистрации и контроля за обращениями заявителей в соответствии с установленными регламентами. В случае хранения и архивации документов по запросу пользователей, не находящихся в базе данных, выписка из электронного журнала синхронизируется с соответствующей базой ведомства, где производится хранение и архивация документов.

Не позднее установленного по каждому электронному регламенту срока регистрации система электронного документооборота передает заявление и пакет документов в информационную систему федеральных органов исполнительной власти.

При запросе пользователя осуществляется подтверждение документа на основе электронной цифровой подписи для унифицированного оказания государственных услуг в электронном виде и обеспечения межведомственного информационного взаимодействия на территории Российской Федерации.

При обращениях пользователей через систему идентификаторов, например: через социальные карты, бланков с машиночитаемыми идентификаторами, биометрические паспорта, ОГИЦ применяет единые идентификационные стандарты, обеспечивающие регламентированное предоставление государственных услуг в электронном виде и доступ к государственным информационным системам.

Федеральный удостоверяющий центр является подразделением ОГИЦ, однако в связи с особыми требованиями к системам эксплуатации и безопасности он отделен от информационного центра и предоставляет ресурс производства ключей ЭЦП по внутренним регламентам взаимодействия, первичное взаимодействие получателя ЭЦП и сертификатов происходит на основе регламентов Федерального удостоверяющего центра и в аккредитованных центрах регистрации и выдачи идентификаторов ЭЦП.

При обращении пользователя за услугой с применением ЭЦП система обеспечивает фиксацию времени передачи электронных сообщений определенному получателю, обеспечивает целостность, подлинность, авторство и конфиденциальность, обеспечивает свидетельства, позволяющие восстановить ход событий в процессе оказания государственных услуг в электронном виде и при межведомственном информационном взаимодействии.

Обеспечивается защита передаваемых сведений от несанкционированного доступа, искажения или блокирования посредством использования сертифицированных средств криптографической и технической защиты информации.

При запросе ОГИЦ выдает заявителю запрашиваемый документ либо мотивированный отказ в соответствии с требованиями утвержденных электронных административных регламентов, других нормативных правовых актов, соглашений.

Для критических приложений организуется целостная и гарантированная доставка необходимых документов, предоставляемых пользователями в рамках запросов в соответствующие органы федеральных органов исполнительной власти, другие организации, а также доставку результатов предоставления государственных услуг.

Разрабатываются единые требования к программно-техническим средствам и к их применению, технологиям, форматам, протоколам информационного взаимодействия, используемым в информационных системах государственных органов для реализации их юридически значимого межведомственного взаимодействия.

Тем временем

Сейчас в процессе разработки и реализации находится единая унифицированная технология представления информации о деятельности органов государственной власти и местного самоуправления в электронном виде. В ближайших планах - реализация технологической возможности проведения оплаты организациями и населением государственных услуг в электронном виде с использованием программно-аппаратных средств и телекоммуникационной инфраструктуры ОГИЦ.