Если к середине декабря региональные власти и новые владельцы не возобновят деятельность аэропорта, Брянщина может навсегда его лишиться.
Комплекс, имевший технические и коммерческие возможности для обслуживания перевозок на любых самолетах - от Ан-12 до Боинг-737, открылся 14 лет назад. Вскоре распоряжением правительства "Брянск" обрел международный статус. Это едва ли не единственные воздушные ворота России на всем юго-западном направлении. Благодаря интернациональной авиатрассе R-22 они соединяют российскую столицу с мегаполисами Западной Европы и Ближнего Востока. Одно время отсюда отправляли регулярные и чартерные рейсы в Ереван, Бургас, Варну, Анталью, Калининград, города Китая, а также "авиатакси" в московский аэропорт Быково.
Однако уже два года "Брянск" не дает разрешений на взлет и посадку даже чужим воздушным судам. Мало того, что ФГУП "Брянское авиационное предприятие" никогда не имело базовой авиакомпании, так в конце 2005-го решением Арбитражного суда его признали банкротом. Незадолго до этого из-за задолженности по налогам и зарплате (почти 7 миллионов рублей) с молотка ушли спецавтобаза, административное здание со столовой, склад ГСМ, общежитие и последние, летавшие уже на честном слове, самолеты Як-40 и Ан-2.
Значительная часть имущества перешла к созданному акционерному обществу "Аэропорт Брянск" - коммерческой структуре, контролируемой двумя известными на Брянщине предпринимателями, депутатом облдумы Юрием Петрухиным и москвичом Геннадием Пушко. Он, кстати, докупил в этом году на объявленных конкурсным управляющим торгах котельную, здание техбригад, водозаборные сооружения, сети канализации и водоснабжения, несколько десятков единиц спецавтотранспорта.
- Несмотря на это, ресурсы предприятия были сильно ограничены. Не имея средств на развитие аэропорта, мы могли поддерживать его работу лишь в "дежурном" режиме, - признался корреспонденту "РГ" Геннадий Пушко. - Поэтому искали крупных инвесторов. Мы могли бы переуступить им контрольный пакет акций и совместно развивать авиаперевозки. Но у областных властей, постоянно мешавших нашим действиям, свои планы на эту перспективную воздушную гавань.
- Московское правительство отказалось от масштабной модернизации брянского аэропорта из-за отсутствия конкретных гарантий региональной администрации , - считает Юрий Петрухин. - Постепенно стали выдавливать и нас. Как только область добилась передачи взлетно-посадочной полосы из федеральной собственности, нам выставили неподъемные условия аренды - более миллиона рублей в месяц. Хотя все 12 сертификатов, необходимых для работы аэропорта, у нас остались. Действие половины из них приостановили мы сами, а часть надо возобновлять.
У чиновников другая точка зрения. В пресс-службе обладминистрации пояснили, что "новый оператор аэропорта эксплуатировал его на полный износ". Поэтому в середине лета губернатор Николай Денин подписал соглашение с руководством ООО "Новапорт" - дочерней структуры российской группы компаний AEON Corporation. Оно уже контролирует шесть аэропортов - от Астрахани до Читы и заключило соглашение о намерениях развивать тверской "Мигалово". Брянским властям инвестор предложил поэтапную, рассчитанную на пять-шесть лет, реконструкцию всех составных авиатранспортного узла - аэровокзала, блока прилета, грузового терминала. Плюс построить еще один пассажирский и карго-терминалы, цех бортового питания, ангары для хранения и техобслуживания судов бизнес-авиации, логистический центр (площадью до 50 тысяч квадратных метров), офисный комплекс для размещения его резидентов и гостиницу.
Сумма инвестиций должна составить около 100 миллионов долларов, годовой пассажирооборот в 2012 году - 200 тысяч человек. Для этих целей было создано ОАО "Международный аэропорт Брянск", в котором лишь 26 процентов уставного капитала - в региональной собственности. Хотя губернатор не раз публично подчеркивал, что местная воздушная гавань - особо значимое предприятие. Ведь инвестиционная привлекательность и экономическая безопасность Брянщины, имеющей уникальное географическое положение, во многом зависят от развития транспортной отрасли.
- Регион должен быть доступен для воздушного сообщения, - заявляет Николай Денин.
- Все обещания насчет будущих инвестиций - пустые слова, - оппонирует Юрий Петрухин. - Представители "Новапорта" еще ни один провинциальный аэропорт не подняли с колен…
- Съездите в новосибирский "Толмачево", который был заново отстроен и стал одним из лучших в России, - возражает в разговоре с корреспондентом "РГ" советник по PR президента AEON Corporation Максим Шапиро. - В Челябинске сделана привокзальная площадь и полностью отремонтирован пассажирский терминал. И таких примеров - масса.
Между тем в областной администрации признают, что спустя полгода после подписания соглашения брянский аэропорт "в сложном положении". До наступления морозов его требуется обеспечить теплом и водой. Для получения разрешения на полеты необходимо привести в порядок взлетную полосу, перрон, патрульную дорогу и ограждения по всему периметру. По имеющейся информации, это планировалось сделать еще до середины октября. Однако возник ряд непредвиденных технических проблем, в частности, с теплоснабжающими коммуникациями внутри главного здания аэровокзала. За прежние годы эксплуатации они, по словам гендиректора "Брянскоблгаза" Владимира Попкова, были доведены до плачевного состояния, и теперь их необходимо переделывать. Кроме того, не получено еще несколько необходимых для приема самолетов и диспетчерского обслуживания полетов сертификатов. Во всех неудачах чиновники и представитель нового инвестора винят прежних управляющих, которые "практическими действиями парализовали деятельность аэропорта", в частности, распилили и сдали на металлолом спецтехнику.
- На лом были пущены не более десяти списанных еще до меня автомобилей - восстановлению они не подлежали. Остальную технику, в частности пожарную машину, я предлагал приобрести директору аэропорта. Он отказался, а позже купил такую же, но уже не за 3,5 миллиона рублей, а за 8, - говорит Геннадий Пушко. - Сколько раз я предлагал передать на правах аренды или купли-продажи принадлежащее нам с Юрием Петрухиным имущество "Новапорту". Но договориться так и не удалось. Видимо, считают, что им проще решить вопрос с помощью административных рычагов. Однако мы упираемся.
Геннадий Пушко утверждает, что предлагал новоявленному инвестору купить и уже существующее на базе "Брянска" юридическое лицо. Но его "даже о цене не стали спрашивать, заявив, что сами оформят все сертификаты". На основе чего предприниматель сделал вывод: для этой компании главное обосноваться в аэропорту, чтобы потом его выгодно перепродать. Свои доводы он изложил на одном из совещаний по ситуации вокруг аэропорта. Но губернатор и его заместители "лишь промолчали".
- Перед областными чиновниками сейчас стоит другая задача, - замечает Юрий Петрухин. - Если до середины декабря аэропорт не будет запущен, то, по имеющимся у меня неофициальным данным, он вообще будет вычеркнут из списка хозяйствующих субъектов.
Впрочем, власти эту информацию опровергают.
- Мы сделаем все, чтобы предприятие вновь заработало, - пообещал в конце ноября на пресс-конференции Николай Денин. Для этого и. о. заместителя губернатора Николаю Лучкину поручено "в срочном порядке обеспечить финансирование выполненных работ за счет средств инвестора", а также обратиться за помощью к крупным промышленным холдингам. На просьбу уже отозвался основной владелец предприятия "Брянскхолод". Реакцию ждут также от "Трансмашхолдинга", "Агроновы", "СУ-155" и "Евроцемент-групп". Это структуры, главным акционерам и руководству которых, как заметил Николай Лучкин, "выгоднее тратить на дорогу в Брянск из Москвы не шесть часов, а всего один".
С имеющимися недоделками, как сообщила пресс-служба обладминистрации, глава региона распорядился покончить как раз до 15 декабря. За оставшееся время необходимо также подать документы на проведение сертификации. Однако Николай Лучкин в разговоре с корреспондентом "РГ" утверждает, что и после этой даты ничего страшного в судьбе аэропорта не произойдет:
- Просто, по имевшимся прогнозам, именно до середины декабря погодные условия позволяли нам осуществить намеченные работы. Теперь выясняется, что холодать не будет ориентировочно до 20 декабря. Кроме того, срок был обозначен, чтобы чиновники и подрядчики не расхолаживались и не переносили дела на следующий год.
- Никакой спешки нет, - подтверждает Максим Шапиро. - И неправда, что "Брянск" будет лишен статуса хозяйствующего субъекта. Мы его обязательно откроем.
Отсчет обратного времени уже почти завершен. "Российская газета" будет следить за развитием ситуации.