23.12.2008 03:00

Нерабочий полдень

Автомобильные регионы поддержали ограничения на ввоз подержанных иномарок

Тольятти и Ульяновск

Своеобразным ответом протестам против повышения таможенных пошлин на ввоз иномарок стали митинги в поддержку решения правительства в Ульяновске и Тольятти. Только у проходной УАЗа собралось более шести тысяч человек.

К проходной Ульяновского автозавода с лозунгами "Наши люди в булочную на иномарках не ездят" и "Что УАЗику - дорога, иномарке - смерть" пришли сотрудники автозавода и предприятий-смежников. "Мы, конечно, солидарны с западными рабочими. Но не до такой степени, чтобы терять свои места", - заявил один из участников митинга.

Требований собравшиеся не выдвигали: они высказали одобрение решению, принятому правительством РФ, о чем указали в резолюции. По их мнению, повышение пошлин поможет российскому автопрому в кризисные времена устоять на ногах.

- Эта мера - нормальное действие правительства, заботящегося о своем государстве, и в первую очередь о своих людях, - поделился с корреспондентом "РГ" председатель профсоюзного комитета ОАО "АвтоВАЗ" Николай Карагин. - Только в цепочке нашего предприятия трудятся два с половиной миллиона россиян. Помните, когда металл в России стал дешевле, чем в Америке, там сразу же ввели запретные пошлины на его ввоз из-за рубежа? Этим в США защитили свою сталелитейную промышленность, отрасль получила новую возможность для дальнейшего развития. Так же и в случае с пошлинами для иномарок - нужно защищать собственного производителя. Снижение цен на автомобили, которые изготавливают у нас зарубежные концерны, возможно только тогда, когда будет достигнута локализация, то есть более глубокое производство не только автомобилей, но и автокомпонентов в России. Но пойдут ли на это западные фирмы? Насколько я знаю, та же "Рено" не намерена делать двигатели в России.

Тем временем со вчерашнего дня сотрудники тольяттинского автогиганта перешли на четырехчасовой рабочий день. Кроме того, руководство завода заявило, что новогодние каникулы для всех подразделений будут продлены до второго февраля.

- Сейчас ставки слишком высоки, - рассказал корреспонденту "РГ" о причинах сворачивания производственной программы директор тольяттинского аналитического агентства "Автостат" Сергей Целиков. - Машины не распродаются, и предложение значительно превышает спрос. Остановка конвейера в момент перепроизводства - чуть ли не единственный выход, производить больше, чем требуется, неразумно.

Начиная с 16 октября 2008 года тольяттинские предприятия уже уведомили о сокращении почти семи тысяч человек. Развитие кризиса на АвтоВАЗе может стать для города просто катастрофой. А потому решение правительства РФ поддержали не только заводчане, но и муниципальные власти.

На российских автозаводах трудятся около 400 тысяч человек. Согласно экспертным оценкам каждое рабочее место на автозаводе обеспечивает до десяти рабочих мест в смежных отраслях. Если добавить к числу тех, кто напрямую зависит от сборочного конвейера, членов их семей, то получится, что российский автомобиль кормит десять миллионов человек.

Нижний Новгород

Более двух тысяч работников Горьковского автозавода вышли на митинг в поддержку решений правительства РФ по развитию отечественного автомобилестроения, который состоялся на территории предприятия в минувшую пятницу.

В нижегородском митинге принял участие и председатель профсоюза автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения РФ Андрей Фефелов. Во время обеденного перерыва рабочие ГАЗа единогласно приняли обращение к российскому правительству, одобряющее поддержку отечественного автопрома и сохранение сотен тысяч рабочих мест.

"В течение последних семи лет работники ГАЗа активно работали над внедрением в производство новых моделей, над повышением качества автомобилей. Сейчас, в период кризиса, когда падает рынок и объемы производства, заводы переходят на неполную рабочую неделю, снижается зарплата, нам нужна поддержка со стороны государства", - говорится в обращении. "В условиях финансового кризиса наше общество пытаются разбить. Некоторые говорят, что российского автопрома не будет, но сегодня он жив. Некоторые говорят, "давайте завозить подержанные иномарки", но зачем нам секонд-хенд?" - заявил на митинге Андрей Фефелов.

Каждый третий рубль в бюджете Нижегородской области - автозаводский. Поэтому остановка автогиганта, без всяких сомнений, может обернуться социальной катастрофой. Причем вслед за конвейерами угроза остановки грозит еще 86 предприятиям - смежникам автозавода, которые работают на всей территории РФ. Это еще остановка дилерских и сервисных центров, в которых, по самым приблизительным подсчетам, трудятся около миллиона россиян. А непосредственно в производстве горьковских автомобилей (с учетом предприятий-смежников) заняты примерно 1,3 миллиона человек.

Вчера губернатор области Валерий Шанцев заявил, что пакет кредитных ресурсов, необходимых ГАЗу для нормализации его работы, составляет 36,5 миллиарда рублей.

- Начиная с сентября этого года ГАЗ не получил ни одного кредита, а выплатил около 4 миллиардов рублей по ранее взятым обязательствам. Банки пока действуют с оглядкой друг на друга. ВТБ смотрит, что будет делать Сбербанк, поскольку он главный кредитор, более мелкие банки наблюдают за ВТБ. Будем разбираться, - сообщил губернатор.

По данным правительства Нижегородской области, ГАЗ сейчас работает с существенным снижением показателей прибыли. Если в сентябре этого года месячная выручка по всей группе "Русские машины" была порядка 17 миллиардов рублей, то в ноябре она снизилась до 6 миллиардов. Такой же показатель ожидается в декабре.

Казань

С сегодняшнего дня КамАЗ останавливает главный конвейер и распускает основную часть рабочих на каникулы до 19 января.

Вернуться к прежним объемам на заводе рассчитывают в конце февраля - начале марта следующего года, когда предположительно начнется оживление рынка. Во всяком случае в производственном плане автогиганта намечено выпустить в 2009 году 47 тысяч большегрузов, из них 11 тысяч - на экспорт.

По мнению генерального директора ОАО "КамАЗ", председателя совета некоммерческого партнерства "Объединение автопроизводителей России" Сергея Когогина, главное в нынешней ситуации - стимулировать спрос на автотранспорт. В качестве примера Когогин назвал сотрудничество завода с "Транснефтью". Корпорация закупила 800 грузовиков. Подписано соглашение с МЧС. Кроме того, гендиректор считает, что необходимо ограничить действия в России недобросовестных поставщиков - в первую очередь работающих с китайскими производителями, которые ввозят в страну технику, не соответствующую элементарным требованиям безопасности. Сергей Когогин отметил, что повышение таможенных пошлин на импортную технику - это то, что отечественные автомобилестроители ждали больше года, и эти меры, конечно, положительно скажутся в частности на КамАЗе.