Правительство предложило жителям Приморья бесплатно завозить отечественные автомобили
Среди мер защиты российских автопроизводителей - временное повышение пошлин на ввоз новых и подержанных иномарок. Введены они будут со второй декады января 2009 года и действовать только 9 месяцев.
Как же повлияют эти меры на цены? Например, для новеньких авто не старше трех лет, стоимость которых не превышает 325 тысяч рублей, ввозная пошлина повышается на 6 процентов, то есть с 48 до 54 процентов. Для каждой модификации авто - свои расчеты, которые зависят, например, от объема двигателя, его экологической классификации. Например, таможенный платеж по машине с объемом двигателя 2 литра от 3 до 5 лет при ставке 2,7 евро за кубический сантиметр составит уже 214 тысяч рублей. Сегодня еще можно заплатить на 75 тысяч дешевле. А платеж за пятилетний автомобиль станет просто нереальным. При ставке 4,8 евро - почти 381 тысячу рублей. Это, кстати, цена новой иномарки невысокого класса. На сегодняшний день таможенный платеж за такой автомобиль составит 139 тысяч. И во всех случаях следует прибавлять 2 процента за проведение платежа и 500 рублей за таможенное оформление.
Однако есть здесь и свои плюсы. По оценкам собеседников "РГ" из министерства, иностранные модели с высокими качественными показателями, собираемые в России, будут в дальнейшем дорожать гораздо меньшими темпами по сравнению с тем, как они дорожают с той стороны границы. Недавно глава Toyota, к примеру, заявил о том, что ее продукция японской и европейской сборки подорожает на 6,4-6,6 процента. Но автомобилей, собираемых в России, это не коснется.
Что касается пошлин на ввоз автомобилей секонд-хенд возрастом старше пяти (вместо семи лет), то на них вводится по сути мораторий. Ввозить их по таким ценам вряд ли кто захочет. С одной стороны - хорошо. В минпромторге считают, что автомобили с высокой степенью износа опасны в эксплуатации, так как ввозятся без должных технических гарантий. С другой - информация о повышении пошлин вызвала протесты автомобилистов и автодилеров. Особенно в Приморье, где подавляющее большинство работающего населения занимается ввозом и обслуживанием праворульных японских и корейских авто, в том числе со сроком эксплуатации далеко за пять лет. Впрочем, правительство предлагает бесплатно завозить приморцам продукцию отечественного автопрома. А издержки РЖД по перевозке машин берет на себя, скомпенсировав их из бюджета.
Те, кто напрямую связан с продажей подержанных иномарок, недовольны. Их бизнес ждет трудные времена.
"Сначала власть говорит о том, что протекционистские меры - это плохо, и тут же вводит запретительные пошлины на бывшие в употреблении автомобили старше 5 лет, - пояснил свою позицию лидер движения автомобилистов "Свобода выбора" Вячеслав Лысаков. - Мы уже не раз проходили эксперимент с защитой отечественного автопроизводителя. Единственное, что мы получали взамен, - это повышение стоимости автомобилей. Однако это повышение не сказывалось ни на качестве самих машин, ни на их безопасности".
"Автомобильные" регионы выступают в поддержку решения правительства.
"Эта мера - нормальное действие правительства, заботящегося о своем государстве и, в первую очередь, о своих людях, - сказал корреспонденту "РГ" председатель проф кома АвтоВАЗа Николай Карагин. - Только в цепочке нашего предприятия трудятся два с половиной миллиона человек. Помните, когда металл в России стал дешевле, чем в Америке, там сразу же ввели запретные пошлины на его ввоз из-за рубежа? Этим в США защитили свою сталелитейную промышленность, отрасль получила новую возможность для дальнейшего развития. Так же и в случае с пошлинами для иномарок - нужно защищать собственного производителя".