Повышение пошлин в России повлияло на спрос поддержанных иномарок

С 12 января 2009 года вступило в силу декабрьское решение правительства о временном повышении сроком на 9 месяцев пошлин на иномарки. Цель - защитить отечественных автопроизводителей.

Пошлины на новые и трехлетние автомобили повысились с 25 до 30-35 процентов от таможенной стоимости. А на подержанные авто старше пяти лет стали по сути запретительными, увеличившись в среднем наполовину. Хотя все это "цветочки" по сравнению с событиями пятнадцатилетней давности, когда в феврале 1993 года в России был установлен первый серьезный таможенный барьер на пути иномарок. С введением НДС и акциза при импорте автомобилей планка совокупных таможенных платежей для юридических лиц в одночасье поднялась с 25 до 80 процентов.

Между тем начиная с декабря 2008 года в ряде регионов России и в Приморье активизировался повышенный ввоз машин по "старым" ценам. Только за первые 12 дней в приморской столице стало на четыре с половиной тысячи машин больше. Несмотря на эту немаленькую цифру, местные таможенники уверяют, что никакого ажиотажа в праздничные дни не наблюдалось и работали они со "средней интенсивностью", оформляя в день по 656 машин.

Кстати, в первые дни нового года скучали не только сотрудники Владивостокской таможни, но и продавцы самого известного на Дальнем Востоке авторынка. Покупателей практически не было. Отсутствие спроса продавцы объясняют в том числе и ростом курса доллара. Люди напуганы финансово-экономическим кризисом, многие из них боятся потерять работу и остаться без средств к существованию, поэтому им не до покупок, предположил один из продавцов. Характерно, что стоянки Владивостока забиты относительно дешевыми машинами, но спроса на них почти нет. Аналитики прогнозируют, что в ближайшие несколько лет вторичный рынок иномарок в России серьезно изменится. В продажу поступят авто, которые в настоящее время приобретаются в автосалонах, причем их количество в разы превысит импорт подержанных иномарок, что приведет к снижению его объемов.

На пороге перемен и владивостокские таможенники. Таможня по-прежнему остается одной из ведущих бюджетообразующих сфер. Однако, по мнению участников рынка, инициатива правительства о повышении пошлин на импортные автомобили приведет к сокращению объемов поставок авто, что в свою очередь сократит поступления в бюджет. Этой точки зрения придерживаются и приморские таможенники. Как объяснил "РГ" заместитель начальника Владивостокской таможни по экономической деятельности Леонид Гурин, в первом квартале уже запланировано снижение общих объемов перечислений в бюджет примерно на 40 процентов по сравнению с четвертым кварталом 2008 года, в том числе и за счет снижения платежей от ввоза автомобилей. Заметим, что в 2008 году владивостокской таможней в бюджет перечислено 62 миллиарда рублей. Треть от этой суммы составляют платежи на импортные автомобили.

В Федеральной таможенной службе мрачные прогнозы приморских коллег предпочитают не комментировать. В пресс- службе напомнили, что даже, несмотря на значительное уменьшение поступлений экспортных "нефтяных" платежей, таможенники на 5 миллиардов рублей перевыполнили годовой план. В бюджет перечислено 4 триллиона 616 миллиардов рублей вместо установленных 4 триллионов 611,7 миллиарда рублей. А вот ответить на вопрос, какое плановое задание по сбору платежей на 2009 год получила российская таможня и учитывается ли в нем сокращение пошлин и сборов за ввоз иномарок, в ФТС не смогли. Поскольку окончательных контрольных цифр еще не получили. За разъяснениями посоветовали обратиться в минэкономразвития и минфин, где сегодня делаются такие расчеты исходя из прогнозов цен на нефть и развития импорта. По словам таможенников, импортные сборы во многом сегодня зависят от потребительского спроса, а будет он расти или уменьшаться- трудно сказать. В Федеральной таможенной службе делают ставку на то, что плановое задание правительства по сбору денег в бюджет ведомство выполнит. А снижение доходов от импорта в любом случае компенсирует усилением таможенного контроля на границе.

Справка "РГ"

В первой половине 2008 года в Россию ввезено 986,7 тысячи легковых автомобилей на сумму 14,65 млрд долларов. Это на 44,8% больше, чем за первое полугодие 2007 года. В 2007 году, по данным ФТС, в страну было ввезено более 1 млн 600 тысяч единиц автомобилей.