14.01.2009 06:00
    Поделиться

    Рособрнадзор: Дети с ограниченными возможностями могут отказаться от сдачи ЕГЭ

    Глава Рособрнадзора Любовь Глебова о новом "лице" Единого госэкзамена
    С 2009 года Единый государственный экзамен стал официальной формой государственной итоговой аттестации. Как будут сдавать ЕГЭ?

    Чем ЕГЭ-эксперимент отличается от штатного "единого"? Почему в регионах до сих пор не знают, сколько предметов сдавать по выбору? Обо всех тонкостях и особенностях нового ЕГЭ корреспондент "РГ" беседует с руководителем Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Любовью Глебовой.

    Любовь Николаевна, с 26 мая по 19 июня Россия будет сдавать Единый госэкзамен. Расскажите популярно, как все пройдет?

    Любовь Глебова: ЕГЭ проводится по 11 предметам. Два из них обязательные. Это русский язык и математика. Остальные - химия, физика, литература, информатика, география, история, обществоведение, биология, иностранные языки (английский, французский, немецкий, испанский) - по выбору ученика. Важно: теперь никто не обязывает выбирать определенное количество необязательных предметов. Хотите - можно и вовсе их проигнорировать. Если удачно сданы русский и математика, аттестат уже обеспечен. Правда, в вуз в этом случае можно будет поступить только будучи победителем Всероссийской или школьной олимпиады из утвержденного минобрнауки списка, а дорога в учреждения начального и среднего образования открыта.

    Основные даты и сроки ЕГЭ-2009?

    Любовь Глебова: С 1 января закон о Едином государственном экзамене вступил в силу. До 1 февраля вузы обязаны объявить правила приема и перечни вступительных испытаний по каждому направлению подготовки. Все уважаемые учебные заведения, по идее, уже должны вывесить эти списки на своих сайтах. После этого у абитуриентов есть еще месяц, чтобы понять, какой экзамен в какой вуз необходимо сдавать, и подать в школу заявления на участие в ЕГЭ с указанием выбранных экзаменов. Срок - до 1 марта.

    С 20 по 29 апреля могут сдать ЕГЭ те, кто имеет право на досрочные экзамены: участники всероссийских или международных соревнований, конкурсов, смотров, олимпиад и некоторые другие категории выпускников. Им также необходимо до 1 марта подать соответствующие заявления.

    С 26 мая по 19 июня проводится ЕГЭ для основной массы выпускников школ и абитуриентов. С 20 июня школы начинают выдавать аттестаты и свидетельства о сдаче ЕГЭ. Эта процедура продлится до 30 июня. Одновременно с выдачей аттестатов и свидетельств начинается прием документов в вузах. Приемная кампания - с 20 июня по 25 июля. Последний срок отправки документов по почте - 10 июля.

    Для тех, кто служил в армии и для иностранцев правила те же?

    Любовь Глебова: Нет. Те, у кого нет результатов ЕГЭ, подают документы до 5 июля. С 7 по 17 июля проводится "единый" для иностранных граждан, выпускников учреждений начального и среднего профобразования, а также лиц, отслуживших в армии.

    Сейчас идет дискуссия о проекте закона о равных возможностях в образовании. Единый госэкзамен как раз призван их обеспечить?

    Любовь Глебова: Дискуссия очень непростая. Проведение ЕГЭ ограничивается тем, что у нас 153 категории граждан имеют различные льготы при поступлении. Предложение Рособрнадзора - проанализировать, насколько актуально получение социальной льготы при поступлении в вуз. Нам кажется, что льготы мы должны давать тем, кто уже поступил в вуз, но находится в трудном социальном положении. Потому что при таком количестве льготников, имеющих право поступления вне конкурса, равных возможностей приема мы обеспечить не можем.

    Мы ни в коем случае не говорим о том, что льготников вообще не должно быть. Просто их количество нужно пересмотреть. Некоторые льготы давались 20-30 лет назад, а по международной практике они действуют не более одного года. Надо отдавать при поступлении приоритет все-таки качеству знаний абитуриента. Ситуация, когда льготник, набравший, допустим, минимально нужное количество баллов, проходит в "студенты" вне конкурса, - с точки зрения приоритетности качества образования не самая справедливая.

    Конечно, мы не против того, чтобы поддерживать тех студентов, у которых слабое здоровье, сложная ситуация в семье и т.д. Поэтому предлагаем перенести льготы с этапа приема на этап обучения. Форм социальной поддержки достаточно много, чтобы поддержать тех, кто успешно прошел отбор и доказал свое право учиться в вузе. Одновременно отмечу, что дети с ограниченными возможностями здоровья имеют возможность сдавать вступительные экзамены как в виде ЕГЭ, так и в традиционной форме - это закреплено в законе, и менять эту норму никто не собирается.

    Есть предложение разрешить тем, кто окончил школу до введения ЕГЭ в штатный режим, поступать в вуз по традиционной схеме либо только по результатам тех экзаменов, которые он сдавал в школе. Как вам такой вариант?

    Любовь Глебова: Действительно, есть такая инициатива. Допустим, москвич сдавал в 2008 году по ЕГЭ только математику и русский, а остальные выбранные предметы - в традиционной форме. Но он их сдавал так не потому, что не хотел, а потому что в Москве в 2008 году были выбраны в виде ЕГЭ только эти два экзамена и шел эксперимент. Поэтому мы считаем, что принятие такой поправки ставит снова детей в неравное положение. Но мы согласны с тем, что если человек сдавал выпускные экзамены в школе до введения эксперимента по ЕГЭ, то есть до 2001 года, а в вуз тогда не поступил, то на эту категорию, возможно, и не следует распространять требования сдачи "единого". Мы предложили к рассмотрению в Думе именно такой вариант поправки.

    Удивительно получается: 8 лет шел эксперимент, и вот наконец ЕГЭ "взяли в штат", а изменениям не видно конца. Можно ли делать прогнозы, как пройдет ЕГЭ в этом году?

    Любовь Глебова: Как только заканчиваются изменения в образовании, считайте, что в обществе - застой. ЕГЭ в штатном режиме - совершенно новый для нас этап. Все эти восемь лет он был экспериментом, шла, так сказать, репрезентативная выборка. Поэтому какими будут результаты ЕГЭ-2009, мы не знаем и знать не можем.

    Ведь, например, в Москве до сих пор никто не сдавал иностранный язык. А нас спрашивают: какие прогнозы у вас на сдачу иняза? Да никаких! Потому что даже в 2008 году его сдавали всего 27 регионов, и только те дети, которые хотели его сдавать. А теперь его будут сдавать 83 региона и те школьники, кто, возможно, и не хочет особо, но иностранный язык нужен им для поступления в вуз. Как здесь прогнозировать результат?

    Повторяю: нельзя сравнивать результаты "экспериментальных лет" и то, что будет в 2009 году. Ведь если вы ходите в спортзал регулярно, в обязательном порядке каждое утро, то будете чувствовать себя совсем по-другому, чем когда заскакиваете позаниматься пару раз в месяц. И результат будет гораздо лучше в первом случае, несомненно.

    Вообще вы много жалоб и предложений по ЕГЭ получили?

    Любовь Глебова: Очень. И если раньше о "едином" говорили только в одном контексте: хорошо это или плохо, то сегодня тема о том, что ЕГЭ - плохо, практически ушла. Оппоненты, естественно, есть. И это нормально и даже полезно: они лучше видят болевые точки. Но говорят оппоненты уже не о том, что Единого госэкзамена не должно быть, а о поправках к нему, к его форме.

    ЕГЭ - огромное окно возможностей, которое сегодня стремительно раскрывается. Ведь вспомните дискуссию по поводу контрольно-измерительных материалов по математике. Она привела к широчайшему обсуждению в профсообществе содержания математического образования в целом. Единый экзамен - инструмент, который позволяет определить, насколько усвоено содержание. Не надо винить ЕГЭ в том, что, допустим, раздел геометрии школьники знают хуже, чем алгебру. Надо анализировать - все ли у нас хорошо с содержанием образования, с преподаванием. И анализ идет: уже меняются программы подготовки учителей, нормы их аттестации.

    Мнения

    Ярослав Кузьминов, ректор Госуниверситета "Высшая школа экономики": Прием абитуриентов в вузы по результатам единого госэкзамена позволил сократить уровень коррупции почти в два раза. Объем коррупционных платежей в сфере высшего профессионального образования в начале 2000-х годов превышал миллиард долларов. А в 2007 году эта сумма оценивалась уже в 600 миллионов долларов. Именно переход от индивидуальных вступительных экзаменов в каждом вузе к единому порядку приема абитуриентов привел к существенному снижению уровня коррупции.

    Александр Сидоров, проректор по учебной работе Южно-Уральского государственного университета: Наш университет около 10 лет принимает абитуриентов по результатам ЕГЭ. Исключение делали пока только по специальностям "Дизайн", "Архитектура", "Физкультура". ЕГЭ исключает любую возможность взяточничества, обеспечивает прозрачность. До сих пор никаких заявлений и жалоб не поступало. Причем процент отсева студентов на первом курсе остался примерно на том же уровне, что и в годы, когда мы принимали по традиционной схеме. Однако, обсуждая уровень школьной подготовки, мы пришли к выводу, что наряду с "единым" надо восстановить систему переводных экзаменов внутри школы, как это было раньше. Чтобы, когда школьнику пришло время сдавать ЕГЭ, у него уже были бы системные знания.

    Анатолий Матерн, ректор Уральского государственного технического университета: Любая система отбора имеет свои плюсы и минусы. В целом, с точки зрения охвата и универсальности единой шкалы, ЕГЭ - хорошее дело. Другое дело, что вопросы в заданиях ЕГЭ, может, иногда не совсем корректно составлены.

    Дмитрий Ливанов, ректор МИСиСа: Нас вполне устраивает ЕГЭ. Сейчас есть два основных канала приема в вуз лучших абитуриентов: Единый госэкзамен и предметные олимпиады. Мы активно участвуем в олимпийском движении, и все наши интересы с точки зрения качества и количества набора вполне решаемы.

    Михаил Эскиндаров, ректор Финансовой академии при правительстве РФ: У многих абитуриентов, которые приезжали из регионов, были высокие баллы по ЕГЭ и золотые или серебряные медали. Их мы зачисляли без экзаменов. Таких в прошлом году было 80 человек. Из них только у одного возникли проблемы с экзаменационной сессией, все остальные перешли на второй курс. Большинство свои знания подтвердили.

    Поделиться