16.01.2009 03:00
Рубрика: Испания

Номер класса "Люкс"

Есть ли у их владельцев привилегии на дорогах, выяснили зарубежные корреспонденты "РГ"

В министерстве внутренних дел Испании зарегистрировано свыше 30 миллионов машин. И каждой из них, разумеется, присвоен номерной знак, который состоит из четырех цифр и трех букв латинского алфавита. Однако среди них встречаются и такие, которые принято считать красивыми. Например: 4444 ААА, 7777 МММ и т.д.

Зная, что в России обладание таким красивым номером расценивается как своего рода принадлежность к автомобильной элите и в некоторых случаях уберегает от излишне строгого взгляда гаишника, я специально последил за тем, как ведут себя на испанских дорогах машины с подобными регистрационными номерами.

Никаких особенностей в манере вождения обладателей красивых номеров обнаружить не удалось. Даже возникло впечатление, что их обладатели с особым старанием соблюдают правила движения. Кстати, для российского автомобилиста особенно странно встретить в городе номер с четырьмя нулями, однако и это в Мадриде не редкость.

Можно ли за дополнительную плату в Испании приобрести красивый номер? Официальный ответ, который дали "РГ" полицейские, - нет, все номера выдают строго по мере их регистрации. Да и сами испанцы, обладатели такого рода номеров, к которым я обращался с этим вопросом, отрицают, что за получение номерного знака им пришлось раскошелиться. Все, как один, заверяют, что "так уж им повезло...". Конечно, нельзя обвинять всех собеседников в неискренности. Однако, надо заметить, встречаются подобные номера почему-то чаще на машинах дорогих марок...

Впрочем, для местных гаишников красота номера не играет никакой роли. Беспристрастность блюстителей правил дорожного движения в Испании уже стала притчей во языцех. Денег на месте с нарушителей они не берут, предложение "разобраться на месте" не понимают и лишь выписывают постановление о штрафе и квитанцию. Какого-либо снисхождения от полицейских нарушившим правила водителям машин с любыми номерами ожидать бесполезно.

Известен недавний случай, когда штраф за превышение скорости пришел водителю мадридской кареты "скорой помощи", имевшей соответствующую раскраску. Однако на ней не были включены проблесковые маячки, и полицейские посчитали, что в момент нарушения машина не находилась при выполнении срочного задания.

Отступать от правил разрешено только автомашинам оперативных служб ("скорой помощи", полиции, спасателям) и только при включенных проблесковых маячках и звуковой сигнализации.

Виды спецномеров в Испании прописаны в законе и известны публике. Это номера с буквой Т, выдаваемые туристам и временно живущим в Испании иностранцам (в том числе журналистам). Это красные номера дипкорпуса, синие - международных организаций. Но любому из обладателей этих номеров полиция может выписать штраф, если поймает его на каком-либо нарушении.

К категории специальных относятся также внешне обычные черно-белые номера, буквы на которых выдают принадлежность машины аппарату правительства (РМЕ), полиции (CNP), вооруженным силам НАТО (FAE) или некоторым министерствам (обороны, финансов, окружающей среды). Эти спецномера сами по себе лишь обозначают ведомственную принадлежность и также не дают их водителям послаблений. Поэтому, наверное, правительственный или королевский кортеж никогда не пролетает по мадридским улицам со скоростью 120 км/час.

Между тем

Скорее всего, у испанских спецслужб также есть свои автомобильные номера, внешне не отличающиеся от обычных. Но они не настолько широко известны, в том числе и полицейским, чтобы те закрывали глаза на нарушение водителями таких машин правил дорожного движения. Поэтому мне не удалось найти ни одного испанца, который бы мог похвастать "блатным" номером на личном автомобиле и продемонстрировал бы безнаказанную лихую езду.

Осторожно с буквами

Во Франции купить красивые автомобильные номера невозможно - они выдаются в порядке, скажем так, живой очереди.

Поэтому здесь в принципе не может возникнуть ситуация, как, к примеру, в Англии, где в свое время фирма Rolls Royce выложила свыше 400 тысяч евро за право присуждать купленным у нее лимузинам, предназначеным для внутреннего рынка, номера с буквенным обозначением RR.

Это, правда, не означает, что во Франции нет автолюбителей, которые не мечтают об особых номерах. Какие из них ценятся особенно? Те, которые начинают какую-либо серию. К примеру, несколько лет назад в департаменте Нижний Рейн некто Ален Бриуа, 50-летний владелец мощного мотоцикла, провел 12 дней в префектуре полиции, которая занимается регистрацией транспортных средств, чтобы получить желанный первый номер новой серии 11 ААА 67.

Каких-либо выгод те или иные номера сейчас не дают, хотя лет 40-50 назад, как говорят, первые номера во всех сериях попадали на автомобили людей, имевших вес в обществе. Но с тех пор все изменилось, и штраф за неправильно припаркованную машину полицейские выписывают невзирая на личности.

Кроме номеров, за которыми охотятся коллекционеры, есть другие, которых пытаются всячески избежать. Так, когда в департаменте Жиронда подошла очередь букв PD, что звучит как "педэ" и обозначает принадлежность к сексуальному меньшинству, регистрация автомобилей там так резко сократилась, что властям пришлось отказаться от этого сочетания букв. По схожим соображениям во Франции избегают таких сочетаний, как SS, WC и некоторых других.

В любом случае в ближайшее время любителям счастливых номеров придется искать новое увлечение: в связи с унификацией автомобильных номеров в Евросоюзе они будут представлять собой череду цифр и букв, из которых вообще ничего не будет ясно. Даже указание номера департамента планировалось упразднить. Но против этого правила выступили сторонники региональной самобытности, а среди них - десятки и сотни мэров городов. К тому же опрос общественного мнения показал, что их поддерживают 64 процента французов. Так что на будущих "европеизированных" номерах желающие смогут все-таки оставлять обозначение своего департамента. Правда, прописан он будет мелкими цифрами.

Гаишники берут под козырек

Автомобильные номера специальных серий, которые в народе называют блатными, в Украине постепенно теряют свою привлекательность.

Виной тому и некая инфляция на рынке - спецномеров за годы их беспорядочной раздачи стало слишком много. К тому же появились и именные номера, приобретенные за относительно небольшие деньги - не более двухсот долларов - на вполне законных основаниях.

Борьбу с блатными номерами и их обладателями, презирающими правила дорожного движения, начал еще президент Леонид Кучма. Тогда с этим явлением пытались бороться силовыми методами: бойцы отряда особого назначения ГАИ, знаменитой в Украине "Кобры", укладывали лицом на капот всех, кого подозревали в самозванстве. По крайней мере так это делалось в регионах.

И надо сказать, во время такой комплексной проверки (сверялись не только соответствие номеров статусу владельца, но и номера в техпаспорте и на агрегатах) автовладельцы, чувствующие за собой грешки и нетвердо знающие ПДД, воздерживались от поездок по "оккупированной" "Коброй" территории, особенно в нетрезвом виде. Законодательно с нарушениями бороться не получилось. Хотя президент Кучма и издал указ, запрещающий закреплять новые спецномера за государственными учреждениями, и определил список тех, кому такие номера положены, в частности, сотрудникам госохраны.

С победой "оранжевой" революции ситуация изменилась мало. Новая власть активно делала себе пиар на борьбе со спецномерами, а также на отказе от депутатских льгот и привилегий. Но и то и другое существует поныне. В конце концов относительный порядок удалось навести только на выдаче ведомственных "синих" номеров.

Прошлой осенью президент Виктор Ющенко спецномера вообще отменил, в том числе и двух-трехзначные, закрепленные за ветвями власти. Вслед за этим была развернута широкая пропагандистская кампания по замене номеров и снятию мигалок. Президент, его секретариат, а также тогдашний премьер Виктор Янукович свои двух-трехзначные номера с большими флагами и трезубцами сдали первыми.

В принципе большого эффекта от таких шагов не было. Поскольку президент не оговорил, какие санкции грозят нарушителям. Жертвой нововведения разве что стал тогдашний спикер парламента Арсений Яценюк. Его служебный автомобиль с обычными номерами, ехавший по Киеву без маячков, но с сопровождением, подрезал, а самого спикера оскорбил жестом... заместитель командира "Кобры". Незадачливому стражу порядка это стоило карьеры.

А блатные номера никуда не исчезли, но теперь единственным критерием оценки специальности остались буквы серии ВР, КМ, АP, II и т.д. И любой милиционер знает, что едут Верховная рада, кабинет министров, администрация президента (давно не существующая) или просто очень влиятельный человек, раз у него номера загадочной серии II, выдающиеся по рекомендации чиновника в ранге не меньше губернатора. Милиционер также знает, что половина этих серий уже недействительна, но действительны несданные номера и их владельцы. Указа о том, чтобы не бояться их, Ющенко еще не издавал.

Неприкасаемых нет

Блатные номера в Южной Корее получить практически невозможно. Даже, например, машины, которые используются операми для разъездов по городу, по внешнему виду не отличаются от автомобилей частников.

И на них стоят самые обычные номера, по которым определить, что владелец машины является сотрудником правоохранительных органов, просто невозможно. То же самое касается прокуратуры, военной полиции и прочих аналогичных учреждений. То есть останавливают их в случае нарушений точно так же, как и обычных граждан.

По свидетельству одного офицера корейской полиции, для оперативных сотрудников правоохранительных и спецслужб, как правило, предусмотрены специальные удостоверения, которые предъявляются полицейскому, когда машину остановили за то или иное нарушение. Да и то, хотя такого сотрудника отпустят тут же, но акт о правонарушении скорее всего составят, отправив его по месту службы задержанного. Чтобы начальство проштрафившегося решало, был ли тот в то время при исполнении или ехал по своим личным делам.

Бывает, что полицейские оснащают свои личные машины проблесковыми маячками, которые ставят на крышу и включают, когда едут на задание. Но это опять же не номера, а другой способ получения преимущества на дороге. Да и контроль за любителями использовать мигалки весьма строгий.

Иногда бывает, что личные машины офицеров вооруженных сил имеют несколько иные номера. Но обладание ими не дает никаких преимуществ, а скорее наоборот: по словам самих военных, полиция останавливает их чаще, чем прочих граждан, особенно если это касается кампаний по борьбе с пьянством за рулем.

На служебных машинах высокопоставленных чиновников или генералов иногда устанавливаются броские номера: либо темно-синий номер с государственной эмблемой - в первом случае или ярко-красный со звездами - во втором. Но таких номеров очень немного, все они на строгом учете, и получить их "просто так", чтобы полиция не донимала, нельзя.

Кстати, в Южной Корее дорожная полиция без причины машины не останавливает, да и ведут себя полицейские весьма дружелюбно. Если нарушитель искренне раскаивается и клятвенно заверяет, что больше не будет разворачиваться через две сплошные, то высока вероятность того, что водителя отпустят без штрафа, лишь пожурив для профилактики. Увидеть местных гаишников можно не так часто. Контроль за скоростным режимом на дорогах чаще всего ведут камеры наблюдения, что освобождает сотрудников правоохранительных органов от охоты за местными Шумахерами.

Возвращаясь к автомобильным номерам. В Корее многие - хотя далеко не все - считают шиком поставить себе какой-нибудь привлекательный номер: четыре одинаковые цифры подряд, либо круглое число, либо числа, которые звучат на корейском языке как какое-либо приятное слово. Например, число 1004 по-корейски звучит точно так же, как и "ангел", или 8282 похоже по звучанию на слово "быстро" и тому подобное. Но обладание такими номерами, как можно догадаться, никак не помогает при общении с представителями дорожной полиции, а является лишь способом похвастаться перед друзьями.

Получить такие броские номера можно без блата - часто при покупке машины менеджер автосалона предлагает написать те номера, которые вам понравятся. И сам продавец, который в Корее ставит для покупателя машину на учет и получает на нее номера, пытается "выбить" тот номер, который попросил клиент. Говорят, что есть ловкачи, которые предлагают за плату гарантированно получить симпатичный номер. Стоит эта услуга несколько сот долларов, но в основном корейцы к таким номерам достаточно равнодушны. Хотя, конечно, бывают и исключения. Люди стараются получать, как правило, не столько привлекательные, сколько запоминающиеся для себя номера, например, последние четыре цифры номера своего телефона или год своего рождения и т.п.

"Крутых" не тормозят

Чиновник из пресс-службы дорожной полиции категорически не хотел объясняться по поводу спецномеров для транспорта.

Он мрачно отбивался от вопросов и делал вид, что не понимает, о чем идет речь. И наконец заявил, что к их епархии эти номера не имеют никакого отношения. Обращаться нужно в министерство информационного развития, которое выдает водителям соответствующие знаки.

Плохое настроение дорожной полиции имеет свое объяснение. Молдавский президент Владимир Воронин приказал вдвое сократить кадры ГАИ из-за коррумпированности, что и было исполнено. Теперь молдавские гаишники стонут, что перегружены сверх всякой меры.

В мининформразвития тоже были немногословны. Да, номера выдают, в том числе и специальные - президенту и его команде, правительству, парламенту, пограничникам, министерству обороны. Однако министерство развития выполняет чисто технические функции, контроль на дорогах в его обязанности не входит.

Лукавят и в пресс-службе дорожной полиции, говоря, что на номера, будь они специальные или обычные, им плевать. Но все знают, что есть неприкасаемые автомобили, и опытный гаишник, стоящий на дороге, знает их пассажиров чуть ли не в лицо, а по номерам тем более. И действует в зависимости от ситуации. Например, градоначальник Кишинева Дорин Киртоакэ (кстати, гражданин Румынии), который не в ладах с центральными республиканскими властями, был лишен водительских прав за аварию, совершенную при подъезде к мэрии. А обыкновенный водитель другого начальствующего лица, правда, выше рангом, чем столичный мэр, за такое же нарушение был отпущен с миром.

Но есть еще одна особенность. Любой водитель в Молдавии на вполне законных основаниях может купить себе номера, какие захочет. Официально такая услуга стоит около тысячи леев (примерно сто долларов) - по молдавским меркам недешево. Заказные номера, конечно, не должны дублировать специальные, но при желании и достаточно толстом кошельке можно "сочинить" себе похожий номер.

Опытный водитель на условиях анонимности рассказал, что особой популярностью пользуются номера с нулями, одинаковыми цифрами, например, 555. А он сам купил себе номер, в котором буквы повторяли инициалы его собственного имени и фамилии. "Высокопоставленные чиновники, - продолжил собеседник, - на своих личных автомашинах иногда ставят такой же номер, что и на служебной, чтобы их не тормозили во внеурочное время. Сейчас можно все - только плати".

У владельцев заказных номеров своя иерархия и некое соревнование, у кого знак круче. "Крутых" гаишники прекрасно знают. И среди них есть такие, кого они тормозить не осмелятся.

Начальство надо знать в лицо и по цифрам

Личные автомобили со специфическими номерами на белорусских дорогах - явление распространенное.

Однако специфические - не значит блатные, утверждает начальник межрайонного регистрационного отдела минского ГАИ полковник милиции Виктор Винничек. Ставят их на свои автомобили, как правило, для украшения.

Купить такой номер в Белоруссии может любой желающий, написав в ГАИ соответствующее заявление. Причем расценки, даже по белорусским меркам, далеко не высокие. За комбинацию из четырех цифр - 100 долларов. Если хочешь заказать еще и серию - в пять раз дороже. Сегодня, рассказывает Винничек, только по Минску бегает более 5500 автомобилей с заказными номерами. В 2002 году, когда была введена услуга, от желающих отбоя не было. Теперь спрос упал: никаких преимуществ "помеченный" номер на дороге не дает.

Для ГАИ необычный номер - не охранная грамота, а показатель для повышенной бдительности: мол, осторожно - человек с "понтами".

Однако водители, которым гаишники готовы простить некоторые нарушения, в Минске все же есть. С особым уважением, например, они относятся к Peugeot 607 с номерным знаком 0007 МА-7. И неудивительно - за рулем известный всему миру белорусский борец Александр Медведь. Кстати, номер он специально не заказывал, получил в порядке живой очереди. Зато какие совпадения! Три нуля - трехкратный олимпийский чемпион, семерка - семикратный чемпион мира. Ну а МА можно расшифровать как Медведь Александр.

Как рассказал на условиях анонимности хорошо знакомый мне инспектор ГАИ, крутые номера в вопросе определения чина (или принадлежности к чину) водителей никакой роли не играют. Один крупный столичный начальник из МВД ездит на личном автомобиле, номерной знак которого - из одних "топоров": так в народе называют семерки. Гаишники его хорошо знают, честь отдают. Только ведь ему и с другими номерами честь отдавали бы, говорит инспектор: начальство надо знать в лицо.

Действительно, трудно представить, чтобы кто-либо из работников ГАИ не знал, например, на каких автомобилях ездят по Минску дети президента Александра Лукашенко. Мой знакомый с пятилетним стажем дорожной карьеры знает в лицо многих белорусских начальников, их жен, детей и внуков. В маленьких районных городках и того проще: здесь все на виду. С иным сынком, признается инспектор, и связываться не хочется, другому сделаешь замечание - спасибо скажет. Но это уже к вопросу о культуре вождения.