За полвека ремень безопасности спас более миллиона жизней

Самому простому и действенному средству защиты автопассажиров - трехточечному ремню безопасности - в этом году исполняется полвека. За 50 лет службы ремень спас жизни более миллиона человек. И мог бы спасти еще больше, если бы, садясь в автомобиль, все - от водителя до заднего пассажира - пристегивались.

Недавно я заметил на дороге автомобиль, в котором на первом ряду сидели два пристегнутых человека, а на заднем - большая собака-водолаз, массой не менее 30-40 кг. Собаку, разумеется, никто и не думал пристегивать. Между тем, при столкновении даже на небольшой скорости непристегнутый пес, пролетевший по инерции вперед, может нанести своим хозяевам серьезные увечья.

Появлением трехточечного ремня безопасности мы обязаны шведской фирме Volvo, а конкретнее инженеру Нильсу Болину. Болин, который до работы на Volvo занимался авиационной безопасностью в SAAB, пришел в Volvo по приглашению тогдашнего президента фирмы Гуннара Энгеллау.

Старый 2-точечнный ремень.Во второй половине 50-х годов на автомобилях Volvo использовался двухточечный диагональный ремень. Родственник Энгеллау, пристегнутый этим ремнем, погиб в ДТП. Дело в том, что пряжка двухточечного ремня располагалась как раз на уровне грудной клетки, и при столкновении повреждала внутренние органы вместо того чтобы защищать их.

Болин предложил простую и в то же время эффективную конструкцию: его ремень удерживал одновременно и верхнюю, и нижнюю часть туловища, и мог пристегиваться и расстегиваться одной рукой. В пристегнутом положении ремень Болина напоминает букву V. В отличие от другой конструкции трехточечного ремня (в виде буквы Y) V-образный ремень надежно крепится к полу и не смещается под нагрузкой.

Но и 50 лет спустя появления ремня Болина его использование так и не стало привычкой для всех, кто пользуется автомобилем. В буклете, посвященном юбилею, Volvo приводит страшные цифры. На Сахалине пристегивается только каждый 25-й водитель! Неудивительно, что в России на дорогах ежегодно погибает 30 тысяч человек.

Надо понимать, что ремень защищает не только при лобовых столкновениях, но и при других типах ДТП, например, при переворачивании. Остаться на месте при аварии - это уже во многом остаться в живых. Ведь 75 процентов тех, кого выбросило из машины, гибнут. В целом же использование ремня на 50 процентов, то есть вполовину, снижает риск погибнуть или получить серьезные травмы.

Пользоваться ремнем обязательно также и задним пассажирам. Простой пример: если человек не пристегнут, столкновение на скорости всего 50 км/ч равносильно для него падению с третьего этажа. Ремень снижает эту  скорость до 7 км/ч! Водитель обязан настаивать, чтобы все пассажиры - и передний, и задние - пристегивались. Потому что непристегнутый задний пассажир подвергает опасности не одного себя, а всех окружающих.

Аавтор 3-точ ремня Нильс Болин.Ремень, кроме того что он должен быть пристегнут, должен быть пристегнут правильно. Правильно это так: ремень располагается вдоль груди, как можно ближе к шее. Это важно, поскольку плечевая и грудная часть туловища принимает на себя основную силу удара. Нижняя часть ремня удерживает таз, а ни в коем случае не живот, поэтому ремень должен опоясывать бедра. Застегнув ремень, обязательно натяните его. Ремень следует располагать как можно ближе к телу. А ни в коем случае не поверх куртки или пальто.

В Швеции, где ремнем пристегиваются свыше 90 процентов населения, показатели дорожной смертности - самые низкие в Европе. Массовое использование детских кресел или специальных подушек для обычных сидений, привело к тому, что в 2008 году в ДТП погибло всего 19 детей. В России ежегодно на дорогах гибнет свыше 1000 детей. Даже с учетом более чем десятикратной разницы в населении между Россией и Швецией, это колоссальная цифра.

Звучит немного пафосно и банально, но первый шаг к снижению травматизма и смертности на дороге должны сделать мы сами. Пристегнуться самим, усадить в правильно установленное детское кресло ребенка.

Все об автомобилях - в Автопроекте РГ