27.01.2009 03:50

"Форд" с российской родословной

Покупатели голосуют рублем за режим промышленной сборки иномарок

К 2 февраля ряд ведомств представят в правительство свои предложения по механизмам реализации мер государственной поддержки отечественной автомобильной отрасли.

Об этом сообщил в прошлую пятницу на "круглом столе", посвященном итогам работы автопрома в 2008 году, директор департамента автомобильной промышленности и сельскохозяйственного машиностроения минпромторга Алексей Рахманов.

Он напомнил, что речь идет о комплексе мер, в том числе компенсации процентной ставки по потребительским кредитам, получаемым гражданами на покупку автомобилей российского производства. Эти правила разрабатывает минфин. Сокращением транспортных расходов по доставке автомобилей на Дальний Восток озабочены в ОАО "РЖД". При этом Рахманов подчеркнул, что "отечественный автопром начиная с конца 2005-го - начала 2006 года это еще и Ford, и Volkswagen, и Renault, а всего 25 иностранных производителей с мировыми брендами, которые пришли в Россию в рамках правительственных соглашений о "промышленной сборке". И уже построили или в ближайшее время построят свои заводы в России. Поэтому государство, по словам Рахманова, уделяет большое внимание 70-миллиардному рынку "российских иномарок", предусматривающему выпуск свыше полутора миллионов машин в год, создание новых рабочих мест и новых технологий. Тем более что рядом со сборочными заводами по условиям соглашений будут расти и производства автокомпонентов.

Впрочем, позитивную роль иностранных компаний в развитии отечественного рынка автомобилей Рахманову пришлось отстаивать, парируя доводы оппонентов. Один из них, глава комитета Торгово- промышленной палаты по предпринимательству в автомобильной сфере, председатель совета директоров "Автосельхозмаш-холдинга" Александр Ковригин, пытался доказать, что слишком бурный расцвет промсборки в России чреват дальнейшим снижением доли рынка отечественных "Жигулей" и "Лад", что иностранные сборочные заводы нужно было строить преимущественно на Дальнем Востоке, что стимулов по замещению комплектующих иностранного производства отечественными нет. А заводам, которые создают конкурентные комплектующие с применением российских материалов и технологий, надо предоставлять послабления. При этом существующие соглашения о промсборке, по мнению Ковригина, предусматривают слишком низкие темпы и сроки локализации производства отечественных комплектующих - 30-50 процентов в течение 6-7 лет. В ответ Алексей Рахманов заявил, что не разделяет "оголтелой критики". С 2002 года выпуск легковых автомобилей в России возрос почти на 50 процентов, в среднем увеличиваясь в год на 7 процентов. А 2008 год по приросту производства легковых автомобилей вообще стал рекордно продуктивным, прибавив 13,9 процента. По словам Рахманова, два ведущих автопроизводителя рассматривают возможность заключения инвестиционных соглашений о расширении в России своих производственных программ до 150 тысяч автомобилей. "Появятся и другие", - заметил Рахманов.

Он согласился, что проблема локализации производства автокомпонентов существет: пока этот показатель не превышает 7 процентов. Ближайшая задача - добиться, чтобы минимум 30 процентов деталей машин производились на территории нашей страны. Кроме того, по словам Рахманова, минпромторг совместно с минэкономразвития провели серию совещаний, которые посвящены унификации правил контроля со стороны правительства за каждым производителем, который взял на себя обязательства по локализации производства.

Что касается создания заводов в режиме промышленной сборки в Приморье, то, по словам Рахманова, если кто-то из производителей, которые подписали соглашения о промсборке, захочет открыть в этом регионе производство, проблем не будет. Более того, минпромторг сейчас обсуждает с рядом автопроизводителей возможность скорейшей реализации автомобильных сборочных проектов на Дальнем Востоке.

При этом, что бы ни говорили критики промышленной сборки, а покупатель голосует за него своим рублем. Прирост популярности "российских иномарок" в 2008 году - налицо.

По предварительным прогнозам, если комплекс мер по государственной поддержке автопрома будет принят, то отечественных авто будет продано в России в этом году не меньше 630 тысяч, произведенных в рамках промсборки - 515 тысяч, а иномарок ввезено "всего" 747 тысяч.

комментарий

Ростислав Гольдштейн, заместитель председателя Комитета Госдумы по проблемам Севера и Дальнего Востока:

- Вопрос - стоит ли поддерживать отечественный автопром - даже не возникает. На российских автозаводах трудятся около полумиллиона человек. И каждый обеспечивает еще 7-10 рабочих мест в других отраслях. Умножайте, учитывайте членов семей - и получите десять миллионов россиян, которые напрямую связаны с отраслью. По мнению экспертов, авторынок к 2010 году превысит 30 миллиардов долларов - это больше, чем внутренние рынки газа и электроэнергии вместе взятые. Этот рынок нужно завоевывать. Иначе большая его часть достанется иностранцам.

Правительственные меры по поддержке отечественного автопрома более чем своевременны. Это и заградительные пошлины для иномарок, и стимулирование наших производителей, и льготы для покупателей.

Еще об одной важной составляющей упоминают реже. Я имею в виду госзаказ, который может поддержать отрасль. Это в первую очередь касается грузового и специализированного транспорта. И это, я уверен, тоже будет иметь место. Во всяком случае премьер на нескольких совещаниях говорил о том, что автопарк наших социальных отраслей - министерства внутренних дел, министерства обороны, министерства по чрезвычайным ситуациям - требует дальнейшего обновления.

Ответить на такую заботу производители должны переходом на новый уровень развития. Ключевой параметр, который характеризует автопром любой страны, - конкурентоспособность. Мировая автоиндустрия, пожалуй, одна из наиболее динамичных производственных отраслей. Покупатель требует идеального соотношения цены и качества.

Легковые автомобили, выпускаемые немногочисленными отечественными автомобильными заводами, находятся в нижнем ценовом сегменте. Но, по мнению большинства поклонников российских авто, в том же нижнем сегменте находятся и ассортимент, и дизайн, и качество. У производителей отечественного грузового и спецтранспорта ситуация чуть лучше. Но и здесь нужно поработать над экологичностью, экономичностью и эргономичностью модельного ряда. Перед автопроизводителями нужно поставить жесткие условия. Они должны повышать конкурентоспособность своей продукции. Для того чтобы стимулировать их, можно обозначить сроки и порядок снижения ввозных пошлин на автомобили, которые сегодня носят заградительный характер.