Водители будут сдавать экзамены на права под присмотром видеокамеры
В январе стали обязательными новые учебные программы для подготовки водителей. А с 1 июля вводится еще одно новшество - претенденты на права будут обучаться вождению под надзором видеокамеры.
Планируется, что на этих же машинах, оборудованных аппаратурой для видеозаписи, в ближайшем будущем новички будут сдавать экзамены. Все эти нововведения не только повысят качество подготовки водителей. В них велика антикоррупционная составляющая - приобрести права по блату или за наличные станет крайне сложно и опасно для инспекторов, промышляющих на взятках. Ведь всегда можно будет проверить по записям, как проходили обучения и экзамен.
По новым правилам подготовки водителей теперь на вождение отведено 50 часов вместо 32, которые кандидаты на права ранее накатывали с инструкторами. Это один из пунктов новой учебной программы, которая уже вступила в силу.
До последнего времени и сотрудники ГИБДД, и сами кандидаты в водители жаловались на слишком ускоренное обучение вождению. Еще в советские годы молодых автомобилистов практиковали по 40 часов. И это при гораздо меньшей загрузке улиц и дорог и на машинах, которые по динамике на порядок проигрывали современным автомобилям.
Всеобщее возмущение уровнем сегодняшней подготовки водителей наконец переродилось в нечто конкретное - новую программу обучения. Министерство образования и науки утвердило восемь программ подготовки водителей для разных категорий транспорта - "А", "В", "С", "ВС", "D", "ВЕ", "СЕ", "DE". С нового года уже все автошколы начали обучение водителей по новым программам.
Изменилась и сократилась теоретическая часть обучения. Теперь желающим получить права не будут в подробностях рассказывать об устройстве двигателя внутреннего сгорания. При сегодняшнем уровне техники и количестве автосервисов только очень увлеченный человек полезет самостоятельно ремонтировать инжектор или менять подшипник. Конечно, некоторые основные вещи в программе остались, например, что такое домкрат и куда приложить баллонный ключ, чтобы заменить пробитое колесо.
Зато вместо углубленного изучения устройства автомобиля профессиональные медики будут обучать оказанию первой помощи пострадавшим в ДТП с обязательным принятием зачетов по этой теме. Зачастую именно правильное оказание первой помощи дает шанс дожить пострадавшему до приезда "скорой".
Основное внимание будет уделяться также "психологическим и практическим основам безопасного управления машиной". Проще говоря, кандидатов будут учить не провоцировать других водителей на нарушение правил, не создавать конфликтных ситуаций.
Также сейчас разработаны новые требования и к оборудованию автошкол. Теперь обучать водителей должны будут при помощи высоких технологий: компьютерных тестов и прочих программ. Да и учебные автодромы должны быть оборудованы по-новому. Помимо привычных нашему глазу фишек и стоек на них должны появиться элементы организации дорожного движения, то есть знаки, разметка и даже светофоры. Повторим, эти требования вступят в силу с 1 июля и будут учитываться при выдаче лицензии.
Впрочем, в самих автошколах без восторга восприняли идею модернизации классов, транспортных средств и площадок. Ведь все это довольно затратные вещи. Идея автодромов хороша, но реализовать ее очень сложно. Ведь под это необходимо выделить довольно приличный кусок земли, а это дефицит. В той же Москве сегодня около 300 автошкол. Вряд ли каждая из них сумеет построить свои автодромы за столь короткий период времени.
Принятые новые программы обучения - временные. Так сказать, переходного периода до 2010 года. Ведь в следующем году должны быть утверждены программы нового поколения подготовки водителей.