На Камчатке конфискованных крабов сбрасывают в море

Партия краба, которая год пролежала в трюме задержанного судна, едва не привела к экологическому бедствию на Камчатке. Более 160 тонн деликатеса пришлось срочно вывезти за 12-мильную зону и сбросить в море.

К борту судна подогнали два самоходных плашкоута. На них с "Семячика" выгрузили содержимое трюмов. Затем плашкоуты вышли в море и на ходу сбросили краба за борт. На месте выгрузки и в окрестностях еще долго стоял запах сгнившего мяса.

Предыстория такова. В Охотском море по пути в Южную Корею был задержан малый транспортный рефрижератор "Семячик". Пограничники обнаружили на нем 168,5 тонны варено-мороженых конечностей синего и камчатского краба без сопроводительных документов. В пересчете на средние рыночные цены стоимость груза превышала 2,5 миллиона долларов. Капитан "Семячика" был приговорен к лишению свободы на полтора года. Рефрижератор и крабопродукция конфискованы и переданы местному управлению Росимущества.

Судно будет выставлено на торги. А вот с крабом возникли проблемы. Ранее он был бы продан через Российский фонд федерального имущества. Но фонд упразднен. Чтобы исключить в дальнейшем любые махинации с изъятыми деликатесами, продукцию решено уничтожать. Такое постановление правительство издало в мае прошлого года.

Вскоре стало ясно, что выполнить его почти невозможно. Если бы постановили переработать конфискат, его бы превратили в муку, тук или жир. Уничтожить - гораздо сложнее. На Камчатке есть предприятие, которое занимается утилизацией отходов. Но оно может принимать не более 500 килограммов в неделю, в то время как изымаются сотни тонн.

Свои услуги предложил специализированный завод во Владивостоке. Уничтожение одного килограмма там стоит почти 130 рублей. Даже при обещанной скидке нужно было бы заплатить свыше 10 миллионов. Плюс затраты на доставку груза до Владивостока. Правда, на Камчатке возможен еще один способ уничтожения конфиската, который уже применили пограничники. Около трех тонн лососевой продукции было погружено на рыболовецкое судно, пропущено через измельчитель и сброшено за 12-мильной зоной.

Но повторить это с почти 200 тоннами краба нереально. А на подходе у Росимущества его еще примерно 125 тонн. И помимо краба есть еще лосось и икра...

Для их уничтожения нужны специальные полигоны. Только за чей счет их строить? Такие расходы не предусмотрены в бюджетах. Пограничники, милиция и другие структуры вынуждены хранить изъятую продукцию месяцами, а то и годами. Причем затраты на хранение никто не компенсирует.

Всего же на Камчатке структуры, которые занимаются борьбой с браконьерством, вынуждены держать более 400 тонн крабовой продукции и свыше 600 - лососевой, пока не будет найден способ ее утилизации. Пытаясь решить старые проблемы, государство получило новые, которые обходятся значительно дороже. Возможно, навести порядок в сфере реализации конфиската было бы дешевле. Или мы настолько богаты, что можем позволить себе сгноить и выбросить деликатесную продукцию, которая стоит миллионы долларов? К слову, в рознице килограмм краба-стригуна стоит 1100 рублей. Причем продавцы открыто говорят, что краб на рынке - браконьерский.

Авторитетно

Андрей Крайний, руководитель Федерального агентства по рыболовству:

- На уничтожение конфиската денег в бюджете пока не предусмотрено. Специально строить холодильники для этого мы не будем. Их для нормальной рыбы не хватает. Звучали такие предложения: лучше отдадим в детские сады, школы. Но мы же знаем, чем все закончится. Скажут: "Везем в детский сад". А доставят на рынок.

Между тем

Состояние воды и экосистемы Авачинской бухты вызывает опасение властей Камчатки. В 90-х годах военные суда были списаны и проданы на металлолом. Предприниматели изымали с них наиболее ценное, остальное пускали на дно. В результате на дне Авачинской бухты, по предварительной оценке, скопилось около 100 кораблей, которые в настоящее время создают серьезные проблемы для навигации и угрозу экологии. На отдельных участках акватории возникает превышение предельно допустимой концентрации нефтепродуктов.