Кризис и СМИ - на эту тему корреспондент "РГ" беседует с председателем Союза журналистов России Всеволодом Богдановым.
Российская газета: Что сейчас происходит с нашей, российской журналистикой?
Всеволод Богданов: В медийном пространстве появилось много чего другого, смежного с журналистикой, - пиар, политтехнологии, заказные материалы, реклама. Но хорошая пресса у нас, к счастью, есть. В регионах маленькие газеты, "регионки", как мы их называем, очень много делают для консолидации общества и поддержки простого человека. Существует много региональных телевизионных каналов, которые ориентированы на реальные нужды, проблемы и удачи обычного человека.
РГ: Какие проблемы нашей журналистики сегодня, на ваш взгляд, особенно актуальны и требуют неотлагательного решения?
Богданов: Есть проблема компетенции главных редакторов. Есть проблема с моделированием СМИ. Часто говорят: "Дайте денег, а мы сделаем газету или журнал". Но никто не думает о том, что это будет за издание, кому оно предназначено, почему его должны покупать.
Еще одна важная проблема - журналисты, превращающиеся в пиарщиков. В Европе, например, если журналист попался на заказной статье, его перестают считать журналистом, он становится в глазах окружающих пиарщиком. Это по-своему тоже уважаемая профессия, но такому человеку доверяют меньше.
РГ: А как кризис оказал влияние на СМИ?
Богданов: Конечно, кризис добавил своих трудностей. Недавно прочитал статью молодой журналистки, работающей на телевидении в Белгородской области. Зарплата у нее 8 тысяч, и вот она расписала, на что и сколько может в месяц потратить. В конце она задает справедливый вопрос, что еще она должна изменить в жизни? Может, больше работать, чтобы ее работа оценивалась по-другому?
Так что журналистам в это непростое время надо помогать и защищать их, особенно в регионах. Об этом, в частности, мы будем говорить на предстоящем Бале прессы. Попробуем сделать Союз журналистов профессиональным сообществом, способным защищать права журналистов и вести на равных разговор с работодателями.
РГ: Сейчас многие критикуют телевизионные каналы за увлечение развлекательными шоу, кровавыми и безнравственными историями. Можно что-то изменить?
Богданов: Да, телевидение яростно критикуют, особенно центральные каналы. Отчасти из-за того, что в регионах появились каналы, которые людям нравятся больше. Когда я встречался с президентом Дмитрием Медведевым, мы обсуждали эту проблему. Он высказал мнение, что с приходом цифрового телевидения все изменится. Появится огромное количество новых каналов, и человек сам сможет выбирать, что ему смотреть. А каналам придется бороться за своего зрителя. Вот тогда понадобятся профессионалы, которые смогут делать программы на хорошем интеллектуальном и этическом уровне. Уже сегодня появились подобные каналы, как, например, "Кто есть кто", "Ностальгия", канал документального кино. Поверьте, там есть на что посмотреть, о чем подумать.
РГ: С телевизионными каналами более-менее понятно, а какова судьба печатных СМИ?
Богданов: Газеты имеют много возможностей, чтобы привлечь читателя. Почему сейчас так мало печатают материалов о победе человека над сложными обстоятельствами. Речь не об олигархах - это не тот пример, который можно повторить. Это должен быть обычный человек, один из миллионов. Не согласен с тем, что это наивно и не достойно публикации. Помните, как в советское время люди стояли у витрин и зачитывались такими материалами.
Еще одна важная черта времени - газетные публикации сегодня утратили реальное влияние на власть. Если раньше газета выступала с критикой директора предприятия или чиновника, то за этим сразу следовали какие-то меры. А сейчас на прессу никто не обращает внимания. Мы выступаем, а реакции нет.
РГ: Может, в этом виноваты журналисты "желтой прессы", чьи скандальные публикации часто лживы?
Богданов: Мы все должны задумываться о том, что будет после нашей публикации. Поэтому текст должен быть весомым, продуманным, с доказательствами. А если напечатана неправда, СМИ и журналист должны нести за это ответственность. Многие, к сожалению, забывают, что работа журналиста очень ответственная.
РГ: И опасная. Журналистов, к сожалению, убивают...
Богданов: Это трагедия нашей профессии. Убивают во многих странах, в том числе и США. Но там убийство происходит, извините, по серьезному поводу. Человек завладел секретом, который нельзя выпустить на публику, за это его могут убить. У нас же часто убивают по другой причине - из-за мести. Эти преступления плохо расследуются. И дело не в недобросовестных правоохранительных органах, а в том, что часто эти преступления не складываются в логическую цепь событий. И тем не менее дети погибших журналистов становятся журналистами. Они приходят в профессию не просто в память о папе или маме, они - ребята горячие, темпераментные, любящие свое дело.
Редакция "Российской газеты" поздравляет Всеволода Богданова с 65-летием.