Как повезло нам, что в ее жизни случились фильмы "Москва слезам не верит", "Карнавал", "Самая обаятельная и привлекательная".
Как посчастливилось ей (а заодно, разумеется, и всем ее поклонникам), что помимо блестяще сыгранных образов наших современниц в кино в ее творческой биографии есть и Чехов, и Островский, и Толстой - в Малом театре, которому Ирина Муравьева верна вот уже более пятнадцати лет.
И что как по ее личной судьбе прошли судьбы (думы, чаяния, манеры и поступки) Раневской, Аркадиной и Гурмыжской, так же и в историю страны (а не только кино) оказались вписаны сыгранные Муравьевой Людмила, Нина Соломатина и Надя Клюева. Если, конечно, не брать на себя смелость утверждать объективно большее, что именно с них копировались и писались судьбы многих наших соотечественниц. Счастливые и не очень, но неизменно потрясающе обаятельно-привлекательные и предельно искренние.
8 февраля Ирина Муравьева снова будет самой-самой обаятельной и привлекательной. С чем согласятся все-все-все в нашей стране, даже несмотря на то, что от праздничного вечера в ее честь, заздравных речей и любых театрально-юбилейных мероприятий актриса отказалась категорически. Так бывает: человек, обожаемый миллионами, не любит суеты сует вокруг собственной персоны и пышным торжествам предпочитает день рождения в кругу родных и близких друзей.
Она одна из немногих, кому сегодня абсолютно удается сохранять актерское достоинство и человеческую скромность - не мельтешить в рекламе, не порхать из сериала в сериал ("Не родись красивой" - пожалуй, единственное исключение из этого правила), не мелькать на "тусовках", не светиться, не "пиариться" любой ценой и никогда не злоупотреблять любовью публики - не то что от интервью, презентаций или приглашений побыть "лицом" или "свадебным генералом", - даже от творческих вечеров в ее честь Ирина Муравьева, как правило, отказывается. Уговорить ее на последнее удалось лишь однажды. Разговор получился не из серии "актерские байки", а о серьезном. "Театр - это действительно большая часть моей жизни, - рассказывала тогда актриса. (Цитата - по свидетельствам очевидцев. - Прим. ред.). - Но как бы сильно я ни любила свою профессию, я не считаю ее единственным смыслом жизни. Есть еще многое. Мы знаем страшные примеры того, как артист, выйдя на пенсию, через год-два погибает, кончает с собой. Лишившись театра, работы, возможности самовыражения, он просто не видит смысла дальнейшего существования. Я для себя решила, что надо жить так, чтобы профессия не становилась для тебя всем. Если меня завтра вдруг отправят на пенсию, я, наверное, немного поплачу. Но, уверена, вскоре после этого обязательно найду занятие, которое позволит проявлять себя... Профессия актера - удел людей сильных духом и крепких здоровьем..."
Как бы хотелось пожелать - прежде всего театру - никогда не предоставлять ей такой возможности и даже мысли о подобном - искать себе профессиональное занятие помимо актерского. И как бы хотелось надеяться, что и в кино, где Ирина Муравьева за всю жизнь не сыграла ни одного эпизода - потому что предлагали только большие роли, - не изменит себе. И подарит вскоре всем нам еще новую женскую киносудьбу. И не одну.