Следственный комитет при прокуратуре РФ раскрыл для "Российской газеты" данные об уголовном преследовании так называемых спецсубъектов - чиновников, которых закон наделяет особым правовым статусом. За год под статьей оказались более 11 тысяч "неприкасаемых": судей, прокуроров, депутатов.
Число обвиняемых чинов с правовым иммунитетом увеличилось сразу втрое. Возможно, такой массированный подход к преступности в среде VIP-персон поколеблет их уверенность в собственной неуязвимости под прикрытием черной мантии или красной корочки.
Следственный комитет все чаще заводит уголовные дела в отношении судей, прокуроров, следователей, адвокатов и депутатов разных уровней. Закон поставил их в особые условия, чтобы они могли принимать решения, не опасаясь ни телефонного права, ни мести со стороны обиженных. Но соблазн использовать это особое положение в корыстных целях велик. Обвинения в различных преступлениях уже предъявлены 1442 судьям, прокурорам, адвокатам и народным избранникам, 575 человек уже осуждены.
Прежде таких людей привлекала к ответственности исключительно прокуратура. С созданием Следственного комитета эта функция перешла к нему. Процедура возбуждения уголовного дело против VIP-персон с иммунитетом - довольно сложный процесс.
Например, привлечь депутата Госдумы или члена Совета Федерации может только глава Следственного комитета с согласия соответствующих палат парламента. Подчиненные Александра Бастрыкина имеют право возбуждать уголовные дела против "спецсубъектов", но при этом необходимо пройти серию согласительных процедур. Для привлечения судьи, например, требуется как минимум решение высшей квалификационной коллегии судей.
Не избежали соблазна и сами следователи. За год на скамью подсудимых их село без малого 200 человек. Обвинения большей частью стандартные - фальсификация доказательств, вымогательство, взятки и даже присвоение вещественных доказательств. Например, милицейский полковник из Карелии ухитрился "толкнуть налево" более 20 тонн железнодорожных рельсов - вещественные доказательства по одному из уголовных дел. А алтайский следственный начальник Л. Слепов "забыл" внести в протокол сведения о большей части контрабандных товаров и вымогал за это 200 тысяч рублей у самих контрабандистов. Они его и сдали коллегам высокопоставленного следователя.
С привычных кресел защитников пересели на скамью подсудимых 136 адвокатов. Их самые распространенные служебные грехи - мошенничество, сговор, подкуп свидетелей. Волгоградский адвокат С. Цыганков, например, нагрел своего подзащитного на полтора миллиона рублей - якобы носил взятки в прокуратуру и суд. Оказалось - положил себе в карман. В Астраханской области защитники М. Матвеев и Н. Троянов, спасая от тюрьмы милиционера, угрозами и силой заставили свидетеля написать ложное заявление.
Но больше всего отличились на криминальной ниве местные депутаты. Под следствием оказались более 4 тысяч избранников. Обвинения предъявлены за присвоение казенного имущества, подпольную предпринимательскую деятельность, незаконные кредиты. Например, в Удмуртии возбуждено 26 уголовных дел против депутатов местного самоуправления. Глава района в Красноярском крае А. Сухонос прикарманил свыше 2 миллионов бюджетных рублей, выделенных на ликвидацию последствий паводка. А еще, подделав документы на приобретение племенного скота, он умыкнул из казны 3 миллиона с хвостиком.
Есть депутаты, которые растратили и по 7, и по 16 миллионов. Но, пожалуй, всех перещеголял депутат Госсобрания Якутии, он же гендиректор крупной фирмы И. Корнев, который "прихватил" имущество целого предприятия на сумму 138 миллионов рублей. Суд отмерил ему 4 года.
На днях следственным управлением Следственного комитета при прокуратуре РФ по Волгоградской области предъявлено обвинение экс-ректору Волгоградской академии государственной службы, депутату облдумы Михаилу Сукиасяну. Он обвиняется в совершении преступления, предусмотренного статьей УК - "превышение должностных полномочий".
Следствие установило, что Сукиасян, находясь на должности ректора, превысил свои полномочия: покупал недвижимость за счет федеральных средств, расходовал бюджетные ассигнования при проведении ремонтных работ здания академии не по назначению. Кроме того, по его распоряжению выплачивалась зарплата преподавателям, не работающим в академии. Государству был нанесен многомиллионный ущерб.
Есть и более экзотические грехи, вплоть до нанесения побоев и насилия, в том числе против сотрудников милиции. Один из местных депутатов в Удмуртии, 46-летний Михаил Шкляев, напившись допьяна, вооружился бейсбольной битой и направился в дом женщины, которая якобы не возвращала ему долг в 3 тысячи рублей. Дело кончилось тем, что несчастная попала в больницу с разрывом селезенки и травмами живота.
В Следственном комитете отмечают почти двукратное по сравнению с 2007 годом увеличение неправовых действий судей. По 29 служителям Фемиды уже даны заключения о наличии в их действиях признаков различных преступлений, в 26 случаях возбуждены уголовные дела, пятерым вынесены приговоры. В основном за неправосудные вердикты, служебный подлог, взятки.
Например, за вынесение заведомо неправосудного приговора на два года условно осужден судья Буденновского городского суда Ставропольского края Д. Капустин. Председатель райсуда из Тверской области Е. Николаева за злоупотребление должностными полномочиями приговорена к такому же наказанию Верховным судом.
Замыкают цепочку VIP-подозреваемых прокуроры. В Мордовии сразу трое из них находятся под следствием. В суд ушло уголовное дело зампрокурора района Д. Напалкова - за взятку, полученную от предпринимателя. Тот откупился от тюрьмы за 100 тысяч рублей. Прокурор Зубово-Полянского района Г. Половников обвинен в пособничестве и укрывательстве бандитов, совершивших ряд изнасилований и других преступлений.
Словом, на безработицу в Следственном комитете не жалуются. Однако, по мнению специалистов, их напористость в борьбе с коррупцией и другими должностными преступлениями в правоохранительной среде, мягко говоря, одобряется не всеми высокопоставленными чиновниками этих структур. Многие эксперты опасаются, что внесенный в Госдуму законопроект об изменении порядка привлечения к ответственности VIP-персон может создать препоны в расследовании многих дел, где фигурантами выступают персоны с правовым иммунитетом. Говорят, как бы при передаче функций не ушли в тень многие совершенные высокими чинами правонарушения.
Глава Следственного комитета при прокуратуре РФ Александр Бастрыкин считает, что Генеральная прокуратура как высший орган надзора за законностью в стране и сейчас активно ведет надзор за следствием. У нее для этого больше возможностей. И если прокурор усомнится в чистоте какого-либо дела, он вправе внести представление, а руководитель заподозренного следователя будет обязан провести строгую проверку.