Сомалийские пираты покинули "Фаину" в ранге безусловных победителей

Сомалийские пираты ликуют. Они добились выплаты им самого крупного выкупа в размере 3,2 миллиона долларов. Мешок с деньгами был сброшен на украинский сухогруз "Фаина".

За спускающимся на парашюте выкупом жадно наблюдали аж сто пар пиратских глаз. Все три месяца на борту "Фаины" по очереди дежурили лишь небольшие группы бандитов.

Остальные дожидались выкупа на берегу. Но за несколько часов до того, как самолет с деньгами должен был пролететь над сухогрузом, все сбежались на "Фаину" за добычей.

Они неспеша пересчитали деньги, разделили их между представителями нескольких банд и небольшими группами по давно отлаженной схеме и спокойно покинули "Фаину" в ранге безусловных победителей.

Почти три с половиной месяца экипаж "Фаины", состоявший из 17 украинцев, двух россиян и одного гражданина Латвии, а также ценный военный груз находились в руках пиратов.

Переговоры шли очень трудно. Бандиты угрожали то расстрелять всех находящихся на борту "Фаины", то взорвать сам корабль.

Первоначально они запросили астрономическую сумму в 35 миллионов долларов. Однако для специалистов величина выкупа не стала неожиданностью, так как на борту "Фаины" находилось украинское вооружение, в том числе танки, которых хватило бы на оснащение небольшой армии.

И вот "4 февраля судно было освобождено в результате очень сложной операции, проведенной украинскими спецслужбами в сотрудничестве с зарубежными коллегами", заявили вчера в администрации президента Украины. При этом сам Виктор Ющенко уже успел поздравить родных и близких моряков с успешным завершением операции.

Безусловно, стоит только порадоваться за членов экипажа "Фаины", которые в скором времени окажутся дома. Однако остается много вопросов. К примеру, в чем был смысл этой суперсложной спецоперации, если все в итоге свелось к банальному выкупу?

И почему в очередной раз группа отморозков смогла обвести вокруг пальца целую армаду военных кораблей многих стран мира, которые уже который месяц находятся в Аденском заливе для борьбы с пиратами?

К тому же не стоит забывать, что огромный выкуп лишь подтолкнет бандитов на новые подвиги. То есть щедрая оплата "пиратского труда" есть не что иное, как косвенное стимулирование их незаконной деятельности.

Не исключено, что в данном случае выкуп действительно был единственным способом спасти членов экипажа. Тем не менее стоит задуматься, сколько еще времени в ООН будут беспомощно разводить руками при любом упоминании о проблемах с сомалийскими пиратами. Ведь одним лишь патрулированием караванов коммерческих судов преступников явно не запугаешь.

Для "Фаины" все опасности уже позади. Экипаж свободен и под охраной американского военного корабля готовится к переходу в кенийский порт Момбаса - туда сухогруз и должен был доставить груз еще в конце сентября прошлого года. Там, по информации пресс-службы украинского президента Виктора Ющенко, морякам окажут необходимую помощь.

СПРАВКА "РГ"

Владелец "Фаины" Вадим Александрович Альперин - крупный бизнесмен, родом из Одессы. Имеет израильское гражданство. Официально занимается "различными операциями в сфере недвижимости, посредничества и перевозок".

О том, что "Фаина" принадлежит ему, Альперин признал не сразу: заинтересованным лицам на Украине пришлось распутывать цепочку "транзитных" фирм от Греции до Панамы. Вероятнее всего, признать права собственности на "Фаину" Альперина вынудила позиция американской стороны. Именно представитель 5-го флота США Джин Кемпбел, чей эсминец встал на охрану "Фаины", объявил вскоре после захвата судна, что корабль принадлежит Kaalbye Shipping. Только после украинские официальные власти признали Альперина одной из сторон конфликта.