Эксперт: Объем продаж российского автопрома во время кризиса нереально вернуть на уровень прошлого года
Впервые за четверть века продажи новых машин в Европе в январе этого года упали на 26 процентов. В России рынок продаж новых иномарок с учетом российских брендов и иномарок российской сборки в январе сжался еще сильнее - на 33 процента. Эти цифры содержатся в отчете Ассоциации европейских автопроизводителей (АЕБ).
В целом же, по оценкам российских аналитиков, продажи автомобилей в России упадут в 2009 году на 40-50 процентов. Впрочем, как сказал корреспонденту "РГ" один из экспертов, директор агентства "Автостат" Сергей Целиков, прогноз может измениться. Причем как в лучшую, так и в худшую стороны. "Пока все надеются, что более чем в два раза не упадут, - заметил Целиков, - настораживает то, что от месяца к месяцу наблюдается негативная тенденция - их снижение. И когда рынок остановится на минимальном значении, неясно". Негативный вектор влияния, по его словам, развивающийся кризис, который практически парализовал систему выдачи потребительских кредитов и падение доходов населения. "Если в 2008 году в России было продано 2,8 миллиона новых иностранных и отечественных автомобилей, без учета 400 тысяч подержанных иномарок, то в этом году мы ожидаем продажи на уровне 1,7 миллиона автомобилей. Это действительно почти в два раза меньше, чем в прошлом году", - подчеркнул Целиков.
По его словам, частично оживить российский рынок может помочь комплекс мер, разработанный правительством в поддержку отечественного автопрома. Пока действует только одна мера - новые и подержанные иномарки ввозятся по повышенным пошлинам. Что, кстати, дает и позитивные плоды. В январе 2009 года наиболее популярными раскупаемыми моделями у россиян, по данным экспертов, стали "российские иномарки" Ford Focus, Chevrolet (включая совместное производство "ДжиЭм-АВТОВАЗ") и Toyota Camry. Да и в декабре 2008 года россияне купили больше отечественных авто, в том числе и иномарок, собранных в России, чем "чистых" иномарок.
Что касается остальных мер поддержки автопрома, то пока, по словам Целикова, они только "на подходе". Это касается и субсидий под автокредиты населению: пока ни одного рубля на этот рынок не пришло. Пока нет и размещения госзаказов на автотранспорт. Обнуление тарифов на доставку в регион Дальнего Востока отечественного транспорта тоже только начинается. Система госгарантии на выпуск облигаций предприятиями автопрома разрабатывается.
"Если запустить все эти внушительные пять мер, то частично это, конечно, поддержало бы российский рынок", - уверен Целиков. Однако, по его словам, кардинально его изменить и тем более вернуть на уровень прошлого года нереально.
При этом собеседник "РГ" обратил внимание на то, что если в январе в России рынок упал на 30 с лишним процентов, то в Германии, Франции, к примеру, на 10 процентов. Это, по его мнению, связано с тем, что в данных странах меры прямой поддержки автопрома и стимулирования потребительского спроса уже вовсю работают. В частности, в Германии всем владельцам авто старше 9 лет, которые сдают их в утиль, государство субсидирует выплату 2,5 тысячи евро. Во Франции для покупателей выделяют по специальным программам при обмене старых машин на новые по 1000 евро. В Китае правительство срочно в два раза снизило налоги на автомобили с объемом двигателя не более 1,6 литра. Также китайские власти решили выделить около 1,5 млрд долларов в ближайшие несколько лет на новые технические разработки в области автомобилестроения. При этом впервые в январе машин в Поднебесной продано больше, чем в США. Между тем в Америке в январе 2009 года падение продаж автомобилей отмечается на уровне 30 процентов, в Испании и в Италии, где отсутствуют государственные программы поддержки, авторынки испытали в январе настоящий обвал - автомобилей было продано на 43 процента меньше, чем за январь 2008 года.
Тем временем на АвтоВАЗе решили последовать лучшему опыту западных стран по стимулированию покупательного спроса. По словам руководителя компании Бориса Алешина, начиная с прошлого года, предприятие разрабатывает для своих клиентов две программы потребительского кредитования. Одна программа субсидирования будет реализовываться силами самого предприятия, другая - совместно с одним из российских банков. Подробности программы Алешин пообещал озвучить в конце февраля - начале марта 2009 года.