23 частные коллекции России и мира представили вчера на открывшуюся в отделе личных коллекций ГМИИ выставку "100 шедевров русской иконописи XIV-XVI веков" свои лучшие образцы.
В это трудно поверить, но были времена, когда древнерусская икона не существовала как мировой культурный шедевр, не была открыта и признана таковой. Осознание, что древнерусская икона - вершинное достижение мировой культуры, началось лишь в конце XIX века. А ключевым событием для признания ее таковой была знаменитая, устроенная по случаю 300-летия Дома Романовых, выставка русских икон в Москве в 1913 году.
Интерес к русской иконе проявлял даже Гете, но и он, и российские ее исследователи, посвящавшие до этого ей свои труды, еще плохо представляли себе живую настоящую икону. Большая часть древних икон находилась либо под непроницаемыми пленками потемневшей олифы, либо под многослойными позднейшими "чинками", "правками" и сплошными записями, которые часто до неузнаваемости изменяли первоначальный облик древних икон.
Но в начале ХХ века на выставках они стали возвращаться к зрителю в первоначальном виде - очищенные реставраторами от наслоений и потемневшей олифы. Посетители выставок были потрясены, настолько яркой, красивой, сияющей оказалась эта древняя живопись.
Иконы из частных коллекций, предоставленные на открывшейся вчера выставке, дают нам возможность пережить подобное потрясение от ее вершинных достижений и спустя столетие.
Директор музея Андрея Рублева Геннадий Попов призвал всех подумать на тему, как сохранить уникальное собрание этих частных коллекций в культурном обороте. По его мнению, нужен своего рода частный общественный музей, который мог бы как собирать сведения о шедеврах, находящихся в частных коллекциях, так и выставлять иконы на тех или иных выставках.
Обзоры, отчеты, анонсы лучших культурных событий - в "Афише РГ"