Верховный суд подробно разъяснил гражданам, как и на что они могут жаловаться, когда их обижают властные чины. А судьи получили ценные указания, как рассматривать споры, когда на одной стороне человек, на другой - представитель государственного аппарата или ведомства.
Человек имеет право обжаловать любое распоряжение начальника - не только письменное, но и устное. Скажем: "Товарищ солдат, объявляю вам два наряда вне очереди". Как правило, этот приказ нигде не записывается, однако несогласный солдат теперь может бежать не на кухню (в наряд), а в суд.
Или другой пример: на одной из федеральных трасс стояли индивидуальные предприниматели с самоварами, радовали водителей домашними пирожками. Но как-то проезжавшему мимо начальнику не понравился внешний вид торговцев. "Чтобы я этого бардака больше не видел", - сказал как отрезал. И чиновники принялись облагораживать, как могли, да так, что торговля потеряла всякий смысл. Но поскольку указание было устным, жаловаться людям вроде как было некуда. Поди докажи, кто что говорил.
Теперь это положение должно измениться. Сегодня "Российская газета" публикует постановление Верховного суда о практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих. В этом документе четко написано, что к действиям органов власти относятся и устные требования должностных лиц.
Порядок рассмотрения споров гражданина и чиновника расписан в 25-й главе Гражданского процессуального кодекса. Как пояснил суд, под действие этой главы попадают и жалобы на решения различных комиссий, которые де-юре не являются органами госвласти, но наделены властными полномочиями. Например призывные комиссии. Или квалификационные комиссии судей. По правилам, предусмотренным 25-й главой ГПК, рассматриваются также дела об оспаривании решений индивидуальных предпринимателей, принятых, совершенных при осуществлении ими переданных конкретных государственно-властных полномочий. К таким лицам, в частности, относятся юридические лица и индивидуальные предприниматели, аккредитованные для выполнения работ по сертификации, государственные учреждения, уполномоченные на проведение государственного надзора за соблюдением требований технических регламентов.
При этом вступиться за гражданина имеет право и прокурор при условии, что гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Например, когда в каком-то регионе приняли закон, ущемляющий сирот. Или - местные власти лишили медсестер положенных надбавок. Однако сейчас Государственная Дума рассматривает законопроект, расширяющий правозащитные права прокуроров.
Если же чиновники проигнорируют процесс, то суд может и оштрафовать их за неявку. При этом мировое соглашение между гражданином и чиновником по данным делам невозможно. Ведь суд проверяет законность оспариваемых решений, и на решение этого вопроса не могут повлиять различные договоренности между заявителем и чиновником. Неужели если какой-нибудь начальник скажет сироте - ладно, твою квартиру забирать не будем, то других жертв произвола можно не защищать?
Все судебные расходы гражданина, если он окажется прав, ему оплатит проигравшее ведомство.
- С учетом того, что указанные органы выступают в качестве заинтересованных лиц, чьи решения, действия (бездействие) признаны незаконными, они возмещают судебные расходы на общих основаниях за счет собственных средств, - пояснили в Верховном суде.