Глобальный экономический кризис продолжает углубляться, заставляя правительства разных стран мира все больше и больше задумываться о долгосрочной стратегии развития мировой экономики, а не просто о том, как заткнуть сегодня дыры в бюджетах, выплатить компенсации потерявшим работу гражданам своих стран, обеспечить наличие ликвидности в банках страны и т.д. То есть наступает наконец понимание того, что мы имеем дело не с обычным циклом мирового рыночного хозяйства, а с долгосрочным и системным кризисом глобальной экономики. Кризисом, который, скорее всего, приведет к полному отказу от ее нынешней формы и принципов функционирования, к началу создания принципиально новой модели международной экономической системы, адекватной политическим, военным, финансовым и демографическим реалиям и требованиям нового века. Это ставит перед всеми целый ряд новых проблем, на которые современная экономическая наука не может дать определенных ответов.
Однако еще труднее приходится простым гражданам, неожиданно для себя оказавшимся заложниками экономических трудностей, которые они совершенно не в состоянии не только разрешить, но зачастую даже и осознать. Особенно в тяжелой ситуации оказались граждане развивающихся стран, чье экономическое положение полностью зависит от решений, принимаемых за тысячи километров от них, а также жители стран, сравнительно недавно вставших на путь создания рыночных экономик. К последним, безусловно, относятся и граждане постсоветских стран, в том числе россияне.
Американцы или европейцы, например, с самого рождения живут со знанием неизбежности очередного экономического кризиса, учатся этому в школе, психологически готовы к тому, что без кризиса не бывает экономического процветания и всегда надо быть готовыми к негативному развитию событий. Вся массовая и политическая культура западного общества приучает - пусть даже поверхностно и примитивно - к неизбежности регулярных экономических осложнений разного масштаба и глубины, как личных, так и общенациональных. Россияне, как и их евразийские соседи, являются новичками рыночной экономики, и их минимальные бытовые знания о ней, а также крайне политизированные, необъективные и туманные объяснения, которые они получают от властей, сделали их крайне уязвимыми и беззащитными перед лицом нынешнего экономического коллапса. Как результат, в массе своей они прибегают к единственно известному им источнику стабильности - государству, которое, в свою очередь, пытается воспользоваться этими настроениями и укрепить свою регулирующую роль в условиях кризиса мирового рынка.
Все чаще со всех сторон звучит мысль о том, что наш мир уже никогда не будет таким, каким он был до нынешнего экономического кризиса. Старый экономический миропорядок и его глобальное геополитическое оформление стремительно уходят в прошлое. Выход из нынешнего кризиса, когда бы он ни осуществился, неизбежно приведет мир к новому глобальному миропорядку, когда многие очевидные сегодня в мировой политике вещи станут историей. Первый экономический кризис периода глобализации ярко демонстрирует крайне ограниченные возможности национальных правительств и элит по выходу из него. Мы вступаем в длительный этап постепенного исчезновения национальных экономик, их все большего растворения в глобальных процессах, вступаем в этап десуверенизации экономик отдельных стран вкупе с десуверенизацией их национальных финансовых, информационных, культурных и других областей. Нынешний кризис откровенно демонстрирует феноменальный уровень взаимозависимости всего мира, взаимозависимости разных стран друг от друга, которая будет только расти. Эта взаимозависимость делает суверенные государства, их правительства и элиты более уязвимыми, если хотите, менее суверенными и самостоятельными. Десуверенизация национальных экономик неизбежно требует ослабления национальной независимости отдельных стран, их политической десуверенизации.
Однако именно это является сильнейшим фактором, мешающим поиску эффективных путей по выходу из кризиса. Политические факторы прямо мешают экономике выходить из кризиса. Так, естественное стремление национальных элит сохранить независимость и полный суверенитет своих стран вступает в непримиримое противоречие с необходимостью денационализации экономик, решения экономических проблем с позиций широкого международного консенсуса.
Более того, каждое национальное правительство связано - в разной, конечно, степени - большим количеством политических обязательств и социальных обещаний, невыполнение которых может привести к их падению в результате массовых протестов и социальных беспорядков. Поэтому, например, хотя все вокруг и говорят публично о необходимости всяческого стимулирования свободной торговли и открытии своих экономических границ для товаров и услуг, как одного из важнейших факторов преодоления нынешнего кризиса, на самом деле в мире все активнее применяются протекционистские меры. В массовом порядке нарушаются правила, установленные для экономик стран - членов ВТО, идет откровенная поддержка собственного производителя, даже если во многих случаях он уже доказал свою экономическую несостоятельность.
Иными словами, все согласны с тем, что мир ни экономически, ни политически уже никогда не будет таким, каким он был до кризиса, но при этом в некоторых странах существует поддерживаемый правительством и частью национальной элиты взгляд, что именно их экономика останется прежней, основанной на докризисных принципах организации и управления. Что созданные в докризисный период разные национальные корпорации и программы, отрасли экономики и так называемые системообразующие предприятия и т.д. способны не только пережить с помощью государственных денег сам кризис, но и продолжать оставаться основой послекризисной экономики. Надо только помочь этим структурам переждать тяжелые времена, причем желательно с помощью государственных фондов. Такая позиция ошибочна не только потому, что на спасение докризисной экономики можно истратить все ресурсы, в том числе денежные и политические, но потому, что после кризиса страна с такой экономикой неизбежно окажется неконкурентоспособной в новом мировом экономическом устройстве.
Главный совет, который дают специалисты людям, страдающим от сокращения зарплаты или вообще теряющим работу, заключается в том, чтобы сделать все для повышения своей личной конкурентоспособности, для того, чтобы стать максимально адекватным экономике будущего. То же самое можно сказать и о странах. Попытка пассивно пережить кризис, рассчитывая на жирную заначку, сделанную в зажиточные годы, может привести к тому, что в новой экономике для них не найдется достойного места. И это будет гораздо более серьезная политическая проблема, чем те, которые пытаются сегодня предотвратить правительства, занимающиеся затыканием дыр и спасением провалившихся хозяйственных объектов, а не перестройкой своей экономики под требования будущего миропорядка.
По крайней мере, так это сегодня видится мне из Вашингтона.