Завтра в Большом зале консерватории "Виртуозы Москвы", отмечающие в этом сезоне свое тридцатилетие, выйдут на сцену не с Владимиром Спиваковым, а с его знаменитым коллегой виртуозом-скрипачом Максимом Венгеровым.
Правда, музыкант в этом концерте появится не со Страдивари в руках, а с дирижерской палочкой. Известно, что с 2007 года Венгеров приостановил свою сольную карьеру и серьезно занялся дирижированием. В Большом зале консерватории он представит программу из сочинений Чайковского (Серенада для струнного оркестра), Моцарта (Концерт N 9 для фортепиано с оркестром) и Мендельсона (Третья (Шотландская) симфония). 23 февраля эту же программу "Виртуозы" исполнят в Концертном зале Мариинского театра. Во время репетиций в Доме музыки с Максимом Венгеровым встретилась обозреватель "РГ".
Российская газета: Прошло уже почти два года, как вы оставили скрипку и выступаете только в качестве дирижера. На каком поле вы все-таки видите свое будущее?
Максим Венгеров: Вообще дирижировать я начал давно: с 23 лет серьезно занимался с Вагом Папяном - учеником Ильи Мусина, дирижировал симфониями Бетховена, другими крупными сочинениями. Но уже тогда я понял, что скрипка - очень ревнивый инструмент и реагирует на то, что я проявляю интерес к другим сферам музыки: играю на барочной скрипке, на альте, на электрической скрипке, преподаю, дирижирую. Когда после этого я брал свою скрипку, то чувствовал какой-то дискомфорт, и мне стоило больших усилий держать себя в форме. Год назад передо мной встал выбор: возвращаться ли к инструменту после травмы руки? И тут я понял, что в данный момент хочу исполнять другой репертуар: симфонии Чайковского, Брамса, Малера, Брукнера. Мне исполнилось 33 года, и я задумался о том, что ждет меня в жизни: снова 70-80, а то и 130 концертов в год? Рутина в хорошем смысле: вышел на сцену, сыграл, переехал в другой город, снова сыграл. Такой одинокий летучий голландец. Жизнь звезды приедается.
РГ: Но можно ведь было и не обрекать себя на это: давать не 80 или 130, а 30 концертов в год, как было в прежние времена.
Венгеров: Сейчас такая жизнь - очень быстрая. Я даже не буду философствовать, а скажу одно - жизнь не замедлишь. Можно лишь замедлить процесс внутри себя. Мне это было необходимо, и я сделал выбор: я теперь не играю на скрипке, но живу в новом мире, от которого у меня глаза горят. Я постоянно узнаю для себя что-то новое. Берусь за большую симфонию, изучаю и с каждым днем расту, расту. Я никуда не тороплюсь.
РГ: С кем-то из дирижеров вы консультируетесь?
Венгеров: Нет, уроков я не беру, потому что хочу найти свой дирижерский стиль. Мне интересно находить какой-то удачный прием и видеть, что он работает. Скажу об этом кому-то, а он отвечает: да, это уже существует. Но именно это мне и интересно: я сам нашел!
РГ: Нечто подобное вы проходили в жизни, когда расстались со своим педагогом Захаром Броном?
Венгеров: Да, я сам ушел от Брона и в 16 лет остался без педагогов. Я получил потрясающую советскую музыкальную школу - о лучшей невозможно и мечтать! Но в тот момент я почувствовал, что должен развивать себя как музыкант: я уединился, ни с кем не общался, изучал симфонии, партитуры, слушал разные интерпретации. Года через полтора я понял, что готов к следующему этапу. И тут я встретил маэстро Ростроповича: он открыл мне двери в другой мир музыки. Помню, как он сразу сказал: "Ты - колоссальный скрипач, тебе нужна только стратосфера".
РГ: Что он вам советовал, чтобы достичь этой стратосферы?
Венгеров: Я чувствовал ее вместе с ним - на уроках, на сцене. У Ростроповича был колоссальный жизненный опыт - не только как музыканта. Он создавал меня, научил общению - не просто играть, а играть вместе, слушать другого. Он говорил: "Ты должен перевоплощаться в разные роли: в этой части у тебя роль слуги, ты аккомпанируешь, служишь хозяину. А я играю тему. А теперь я тебе служу!" Я долго не мог понять, как это - служить! Но все-таки до меня дошло, что я не только не умею слушать, как он играет, не могу поддержать его тему, но и в жизни, когда с кем-то разговариваю, слушаю только себя. Вот так: музыка научила меня не только хорошо играть на скрипке, но и в жизни.
РГ: Что стало главным для вас в собственной педагогической деятельности и конкретно - в вашей детской школе, которую вы открыли в Израиле?
Венгеров: Преподавание - это совсем другая профессия: скажем, водитель "Формулы-1" может быть "шумахером", но при этом абсолютно не знать автомобиль. Мне это интересно, потому что в педагогике ты можешь отделиться от своего физического "я". Я понял, что должен соединяться с учеником и как доктор врачевать его проблемы. В школе у меня дети обучаются сразу нескольким инструментам: играют на скрипке, рояле, виолончели, гитаре, изучают импровизацию. В Советском Союзе это практиковалось: заканчивая консерваторию, часто играли Концерт Чайковского на рояле и Концерт Чайковского на скрипке. Я считаю это важным качеством - всесторонность музыкального развития. В России есть целая плеяда универсальных музыкантов - Башмет, Спиваков, Плетнев - фантастических солистов и дирижеров.
РГ: А что вы определяете для себя творческой целью в дирижировании?
Венгеров: Мне хотелось бы, чтобы люди получали от меня заряд позитивной, озаряющей энергии. Дирижер должен быть телепатом, он должен пропускать через себя энергию и должен сам быть источником энергии, питать ею других. В моем понимании - от каждого в оркестре должно исходить излучение. Выступает солист и еще плюс 80 солистов. Именно таким в идеале должно быть соотношение.
РГ: Тогда вам легко работать с "Виртуозами", которые создавались по тому же принципу?
Венгеров: Это великолепный оркестр: сразу видно, что им занимались потрясающие люди, в первую очередь - маэстро Спиваков. Я восхищен звуком оркестра: это теплота, глубина - будто сама русская душа. Для меня вообще радость выступать в России: не только потому, что здесь прекрасные музыканты и очень теплая публика, но и потому, что здесь я вырос, здесь мои корни, здесь мне все близко.
Обзоры, отчеты, анонсы лучших культурных событий - в "Афише РГ"