03.03.2009 02:40
    Поделиться

    Журналист и телеведущий Дмитрий Губин: Я перестал пользоваться автомобилем

    По данным социологов Фонда "Общественное мнение", большинство россиян знают о новых наказаниях за нарушения Правил дорожного движения. В основном наши соотечественники одобряют ужесточения, причем наиболее решительно поддерживают эту меру жители мегаполисов (86 процентов).

    Однако сами водители высказывались не столь единодушно и последствия ужесточения наказаний оценили более пессимистично, чем прочие граждане. Большинство водителей уверены: ужесточение санкций за нарушение ПДД приведет к росту коррупции среди сотрудников ГИБДД.

    Как заставить водителей уважать пешеходов? Кто научит пешеходов не бежать на красный свет? Почему нам наплевать друг на друга? О взаимоотношениях на дороге и о том, к чему на самом деле могут привести ужесточения, рассказывает водитель с двадцатилетним стажем, журналист и телеведущий Дмитрий Губин.

    Российская газета : Последнее время наши депутаты активно придумывают наказания водителям. Не пропустил пешехода на переходе - плати 1000 рублей, сбил, напившись, человека - получи 9 лет и т.д. Как вы думаете, Дмитрий, способны ли ужесточения повысить культуру на дороге?

    Дмитрий Губин : Нет, по одной простой причине: если у бочки выломана доска, сколько воды туда не лей, уровень все равно останется на уровне выломанной доски. Мы отлично знаем, какие бы ужесточения ни вводились, в итоге они приведут к банальному повышению объема взяток.

    РГ : Вот и большинство наших соотечественников-автомобилистов считают, что благие намерения депутатов приведут к росту коррупции. Думаете, причина хамства и беспредела на дорогах начинается с возможности давать и брать взятки?

    Губин : Видите ли, проблема даже не в том, что берут взятки с пьяного водителя. Проблема в том, что ты можешь ее дать и тебя отпустят. То есть если у тебя достаточно много денег, ты можешь путешествовать пьяный абсолютно в хлам. Заплатил - и свободен. На мой взгляд, все эти драконовские меры приводят к искоренению рационального поведения на дорогах, сущность которого заключается не в том, пил ты или нет, а в том, можешь ты вести машину или нет.

    Уставший человек, находясь за рулем, представляет собой не менее страшную опасность, чем употребивший алкоголь. Хотя по существующему у нас закону его невозможно отстранить от управления автомобилем. Вот в чем все дело. Если вы посмотрите на поведение американских полицейских, то увидите - их интересует не количество принятого алкоголя или наркотиков, а способность человека вести машину. Именно с этой целью они просят его пройтись по начерченной на асфальте мелом линии или дотронуться с закрытыми глазами указательным пальцем до кончика носа. Их интересует потенциальная степень опасности водителя. Вот этот подход мне кажется абсолютно разумным. Что касается российского законодательства, то, на мой взгляд, пока рациональный подход к безопасности дорожного движения не является заметной тенденцией.

    РГ : Мне ваш подход гораздо симпатичнее, чем все это наведение порядка. Но это же какая должна быть степень сознательности! Вы послушайте новости, сплошь и рядом сообщения о том, как сбил пешехода и скрылся. Сорвал трамвайные провода и удрал. Что, трусость стала приметой нашего времени?

    Губин : Да, к сожалению. Я не хочу сказать, что во всех странах западного мира существует безумное уважение, безумный страх по отношению к пешеходу. На мой взгляд, за двадцать лет, которые я там прожил, все меняется в худшую сторону. Если в Каннах вы неосмотрительно ступите на проезжую часть, вас, скорее всего, не сшибут, но то, что не остановятся перед вами, это - факт.

    Мне кажется, все объясняется просто - на дорогах демонстрируется социальное поведение, сложившееся в обществе. Прав не тот, на чьей стороне закон, а тот, у кого больше денег, тот, кто круче. Точно так же себя ведут по отношению к пешеходу, который в данной ситуации является слабым. А как сказал Владимир Путин - "слабых бьют". Мое мнение: слабого не бьют, слабого защищают, потому что он слабый.

    РГ : Не хочу идеализировать прошлое, но есть ощущение, что лет тридцать назад такого беспредела не было. Ну вспомните любой художественный фильм...

    Губин : В то время автомобилей было в десятки раз меньше.

    РГ : И тем не менее впечатление такое, что водители с уважением относились друг к другу и тем более к пешеходам.

    Губин : Вы знаете, в то самое время я абсолютно без прав сел за руль папиной "Волги". И когда, вихляя, потому что водить не умел, проехал по городу Иваново, милиционер отдал мне честь. Было понятно, в такой машине мог ехать только начальник. Да, в Советском Союзе можно было вести машину относительно безопасно, не опасаясь встречного столкновения. Но я помню прекрасно, как мои родители каждый раз притормаживали, видя встречную машину.

    РГ : Сегодня вы пользуетесь автомобилем?

    Губин : Практически перестал, несмотря на то, что у меня две машины.

    РГ : Почему перестали?

    Губин : Видите ли, когда использование автомобиля приносит гораздо больше проблем, чем непользование, - отпадает всякое желание. Вы знаете, я живу в Лондоне, у меня там масса друзей, и только у одного есть автомобиль.

    Когда известный британский архитектор Норман Фостер проектировал новое здание в форме стеклянного яйца, его попросили сделать невероятно маленькое число парковочных мест. Это было сделано специально, чтобы работники мэрии приезжали на работу на велосипедах или общественном транспорте. Он очень хорошо развит в Лондоне. А вот городская парковка там слишком дорогая, и машиной разумно пользоваться только в том случае, если ты выезжаешь за город. Но на этот случай существует прокат, что гораздо удобнее и дешевле, чем иметь собственную машину.

    В Москве мне когда-то нужна была машина, чтобы кататься на роликах на Поклонной горе. Там существует какая-то удивительная парковка, въезд на которую строго воспрещен. Но вы даете пятьдесят рублей и спокойно проезжаете. Мне это надоело, надоели бесконечные пробки, и я стал ездить на метро, потому что так намного удобнее.

    РГ : Каким, на ваш взгляд, должен быть идеальный современный водитель?

    Губин : Водитель, поведение которого строится на рационализме. То есть, если ты видишь неуверенного водителя, не демонстрируй свою лихость, а, наоборот, сделай все, чтобы не создать ему аварийную ситуацию. Правила нужно соблюдать не для кого-то, а персонально для себя. Знаете, Россия - это единственная страна, где я сажусь за руль, не принимая алкоголь. В других странах принимаю в тех пределах, которые разрешены законодательством. Но я могу не сесть за руль, даже если выпил всего полбокала красного вина, но почему-то себя почувствовал плохо. Я намеренно повторяюсь, все дело в рациональности. Если ты дико устал, не выспался, если у тебя был чудовищный день в офисе, слипаются глаза, болит живот - не садись за руль, а если едешь и устал - отдохни, снизь скорость. Понимаете, я когда-то очень любил нарушать Правила дорожного движения, мне казалось, что они написаны для идиотов. Но тогда я ездил на очень плохом автомобиле, это была "девятка". Потому у меня были очень дорогие и очень мощные машины. И я понял, что могут сделать эти мощные машины (особенно после школы экстремального вождения), а еще понял, что мастерство водителя не в том, чтобы создавать экстремальные ситуации на дороге, а в том, чтобы уметь превратить экстремальную ситуацию в нормальную. Пусть меня обгоняют другие. Лично я знаю, что могу я и что может моя машина.

    Поделиться