Третий город страны по объему парка международного автотранспорта стал первым по количеству безработных водителей. Из четырех тысяч фур более четверти - в гаражах и на стоянках. Их владельцы несут громадные убытки.
Для Владимира, владельца скромной грузоперевозочной фирмы, наступили "черные" дни. Из десятка новеньких "сцепок", которые весной 2008-го он приобрел для покорения европейского рынка, работает лишь половина. За каждую из простаивающих нужно ежемесячно выплачивать по лизинговому соглашению около трех тысяч евро. Если расторгнуть договор и вернуть фуры продавцу, потери будут колоссальными.
- Еще два-три месяца простоя, и я пойду по миру с протянутой рукой, - жалуется предприниматель, только что отправивший часть водителей в бессрочные отпуска. Некоторые из них предпочли сразу подать заявления на расчет.
Смутные времена переживает и крупнейший перевозчик региона. Инженерно-технический персонал переведен на четырехдневный режим работы, водители стали реже садиться за баранку. По словам заместителя гендиректора Александра Галаганова, простаивают уже около 15 процентов машин.
Крупные предприятия имеют существенные льготы, предоставленные местными властями. Международные перевозчики платят в областную казну более низкий транспортный налог, чем те, которые не выезжают за пределы страны. Мелкие предприниматели, владеющие несколькими автофурами, пытаются продать технику или совершают рейсы почти задаром. Льгот у них нет. Таким образом, один из крупнейших центров международных перевозок рискует потерять если не отрасль, то существенные доходы.
Парадокс: в этих условиях лишь треть брянских грузов перевозится местными машинами, хотя по международным трассам в Москву текут потоки украинских, молдавских, белорусских. По убеждению заместителя представителя Ассоциации международных автоперевозчиков в Брянской области Андрея Сидорова, карты спутала политика:
- Некоторые страны неохотно дают России разрешения на въезд. Прежде мы ежеквартально обменивались такими "дозволами", но теперь наступили нелучшие для нас времена. Можно ехать через Польшу. Однако туда разрешают ввозить только 200 литров солярки, а дальше - покупай местную, дорогую. В Литве таких ограничений нет, но они вовсе не пускают российские фуры. Зато украинцам и молдаванам - везде зеленый свет. Потому по трассе Киев - Москва по-прежнему идут колонны их фур. Еще летом мы выдавали по тысяче комплектов документов для международных рейсов, теперь количество сократилось. Другая проблема: недавно рейс в Италию стоил 5600 евро, а сейчас - 3800. Если предприятие платит обременительные лизинговые платежи, то перевозки становятся убыточными.
Год назад минтранс поставил задачу повысить отечественную долю рынка грузоперевозок из других стран с 38 процентов до 45-50. Не успели брянцы засучить рукава, как перед ними зажегся красный свет. По словам председателя областного Совета перевозчиков Владимира Халеева, въезд в некоторые страны закрыт из-за того, что Россия уже выбрала свои квоты. Но налицо перекос: на каждое разрешение, которое нам дает Германия, туркам перепадает четыре.
- Думаю, государству пора встать на защиту своих перевозчиков и процентов на 30 ограничить доступ иностранцев на наш рынок. Пока ситуация не так критична, однако вскоре начнется череда банкротств. Знаю несколько примеров, когда предприниматели возвращают машины лизинговым компаниям либо пытаются добиться реструктуризации долга.
По мнению Владимира Халеева, государство может помочь отрасли. Речь идет о рассрочке бюджетных платежей и снижении таможенных пошлин на тягачи, двигатели которых отвечают требованиям Евро-5. Специалисты уверены: потери компенсируются ростом объема перевозок.