"Строительство новых участков, линий и станций столичной подземки не должно быть остановлено и в условиях финансового кризиса", - заявил вчера в докладе на заседании правительства Москвы начальник Московского метрополитена Дмитрий Гаев.
В качестве аргумента он напомнил ситуацию, сложившуюся в столице в 90-е годы, когда большая часть станций, строительство которых уже началось, заморозили. Так на территории города появилось огромное количество долгостроев, консервация и содержание которых обходились городскому бюджету по цене, почти не уступающей расходам, которые требовались на продолжение их строительства.
Предложенный вчера на рассмотрение членов правительства план развития метрополитена, по словам Гаева, сформирован на базе реального состояния бюджета столицы и носит "минимально необходимый характер". В соответствии с ним уже в декабре текущего года должны быть введены в строй пять новых станций: "Митино", "Волоколамская" и "Мякинино" на Митинской линии, а также "Достоевская" и "Марьина роща" на Люблинско-Дмитриевской линии". В итоге лишь столичная подземка удлинится еще на 10 километров.
А в будущем году на Митинской ветке начнется строительство еще одной станции, прежде не планировавшейся: "Пятницкой", с которой поезда будут уходить в заново построенное электродепо.
С будущего же года метростроевцы возьмутся наконец и за сооружение Третьего пересадочного контура "Деловой центр - Савёловская", который должен облегчить жизнь жителям таких районов, как Люблино, Марьино, Аннино, Южное и Северное Бутово, Кожухово, Зябликово и ряда других. Особенностью его станет то, что он будет соединен не только с действующим метрополитеном, но и Малым кольцом Московской железной дороги. "Продлевая существующие линии, как правило, мы делаем комфортной поездку для жителей спальных районов, но при этом лишаем комфорта тех, кто входит в вагон метро на промежуточных линиях, - подчеркнул важность этой стройки Дмитрий Гаев. - Новая система сделает более удобными поездки по городу для всех".
Дело в том, что сейчас 7 миллионов из 9 миллионов пассажиров, которые ежедневно ездят в метро, чтобы попасть в нужное место, пользуются 54 пересадочными узлами, вдвое увеличивая на них нагрузку. Строительство Третьего пересадочного контура избавит их от этого, ибо пересесть можно будет гораздо раньше: Третий пересадочный контур планируется построить между Третьим и Четвертым транспортными кольцами. Пользоваться им, по прогнозу специалистов, будут полтора миллиона человек, что снизит на 20 процентов нагрузку на существующие пересадочные узлы.
Сооружение нового контура начнется с перегона Савеловская - Нижегородская, который планируется завершить в 2012 году. Протяженность всей этой системы - 26,8 километра, эдесь к 2015 году разместится 14 станций. К этому же времени планируется построить Солнцевскую линию метрополитена, началом которой станет линия Москва-Сити - Парк Победы. Протяженностью 25,6 километра она выйдет за МКАД в самые отдаленные районы города - Солнцево и Ново-Переделкино. Ее сооружение в свою очередь снизит загрузку Сокольнической ветки.
Целый ряд новых станций появится на уже действующих линиях: "Технопарк" ( Замоскворецкая), "Спартак" (Таганско-Краснопресненская).
Станции мелкого заложения, по словам Гаева, будут оснащены лифтами, удобными для инвалидов и пожилых людей.
Теперь о том, на какие деньги столица намерена реализовать эти планы. Как сообщил и.о. мэра Москвы первый зам. мэра Юрий Росляк, действующая программа развития метрополитена на 2010-2011 годы предполагает софинансирование Москвы и Федерального центра в соотношении 80 к 20 проц., где большая доля расходов приходится на городской бюджет. В частности, в 2009 году на развитие метро в целом планируется освоить более 34 миллиардов рублей, из которых федеральный бюджет выделит лишь 4,4 миллиарда. Цена всей программы до 2015 года - 589,5 миллиарда рублей, из которых Москва надеется получить 247,5 миллиарда. Свои надежды и.о. мэра Юрий Росляк объяснил так: "Не снимая с себя ответственности за дальнейшее развитие метрополитена, столичное правительство намерено в очередной раз предпринять попытку убедить Центр поделить расходы пополам, так как Москва слишком большой транспортный узел, - подчеркнул Росляк, - и здесь решаются не только чисто городские проблемы".