За струнными инструментами, которые изготавливает житель Гудермеса Хасан Базаев, приезжают музыканты со всех концов страны.
В мастерской царит творческая атмосфера. Из старенького радиоприемника звучит музыка. На полу и станках - горы опилок. Базаев только что завершил обработку деревянных корпусов балалаек или, как их называют в республике, дечиг-пондар.
- Первый инструмент я сделал в подарок для друга - артиста местной филармонии, - рассказывает Хасан. - Он оценил его по достоинству, долго благодарил. Тогда решил, что своим ремеслом смогу приносить радость людям.
Прежде чем начать массовое производство балалаек, Базаев изучил опыт не только современных мастеров, но и великого Антонио Страдивари. Выяснилось, что технологии легендарного итальянца, разработанные еще в XVII веке, помогают и сейчас сохранять инструменты в первозданном виде не одно столетие.
- Чеченцы традиционно делали дечиг-пондар из тутовника и ореха - деревьев, которые росли в здешних краях. Но в итоге они оказывались недолговечными, могли деформироваться от воздействия солнца или воды, - поясняет Базаев. - А Страдивари еще несколько веков назад обнаружил, что скрипки лучше всего изготавливать из клена и ели. Эти материалы идеально держат форму, не рассыхаются и имеют отличные акустические свойства.
Другие секреты профессии Хасан предпочитает не раскрывать, но признается: есть две вещи, о которых он может говорить бесконечно - история инструментов и история своего народа. Тем более, они связаны неразрывно.
- Предки современных вайнахов пользовались прообразом гуслей еще три тысячи лет назад, - добавляет хозяин. - А балалайки в современном виде начали делать только во времена монголо-татарского ига. Обычно на них играли женщины, которые сопровождали музыкой мужскую схватку. Считалось, что быстрые мелодии придают боевой дух.
Сегодня у кавказского Страдивари, как называют Базаева его друзья и знакомые, дел невпроворот. Хотя за последние девять лет он уже изготовил около тысячи инструментов, ему продолжают поступать заказы со всех уголков региона и даже из-за границы.
- Больше всего дечиг-пондар востребованы, конечно, у местных музыкантов. В Чечне ни один праздник не обходится без народных мелодий, - замечает Хасан. - Кстати, в каждой балалайке оставляю свой логотип, в котором есть мои координаты и призыв ко всем людям изучать историю родного края. Ведь без нее нет не только культуры, но и нации в целом.