Завтра комиссия по системообразующим предприятиям под руководством первого вице-премьера правительства Игоря Шувалова рассмотрит просьбу АвтоВАЗа об очередной государственной поддержке - выделении 10 - 26 миллиардов рублей под госгарантии и дополнительные кредиты госбанков.

Комиссии придется принять во внимание, что российский автогигант "кормит" в общей сложности около двух миллионов россиян, включая членов семей и "цепочки" смежников из других отраслей.

Напомним, у завода нет "живых" денег, чтобы расплатиться с поставщиками комплектующих, а от вексельных схем оплаты в 2009 году партнеры завода наотрез отказываются, поскольку в таком случае сами попадают под финансовый удар. Долг перед поставщиками комплектующих набежал до 10 миллиардов рублей. Более того, на днях несколько крупных поставщиков направили в адрес главы АвтоВАЗа Бориса Алешина письмо, в котором информируют о том, что цены на автокомплектующие могут вырасти примерно на 26 процентов. Плюс АвтоВАЗ практически исчерпал возможность кредитования. Чтобы получить кредиты в Сбербанке и ВТБ на 36 миллиардов рублей, он заложил почти 60 процентов своих активов стоимостью 45 миллиардов рублей. Как признался Борис Алешин, АвтоВАЗ уже "закредитовался", в залоге у крупнейших кредиторов компании частично находятся производственные линии и здания.

Источники, близкие к правительству, заранее не комментируют, какое решение будет принято в связи с "сверхзапросами". По решению властей в исключительных случаях сумма госгарантий может быть даже увеличена. В минпром-торге, где создана рабочая группа по поддержке отрасли, замечают, что в целом идеология государственной поддержки - единая для всех предприятий отечественного автопрома. Но поскольку АвтоВАЗ - системообразующее предприятие, то ему уделяется наиболее пристальное и первоочередное внимание", - подчеркнули "РГ" в пресс-службе ведомства.

Между тем на подмогу АвтоВАЗу пришел Центробанк, повысив "рейтинг" вексельных схем расчетов. В ЦБ издали циркуляр, в котором говорится, что векселя завода отныне принимаются в обеспечение кредитов ЦБ. А это значит, они становятся более интересны для кредиторов. Кроме того, на прошлой неделе Россельхозбанк заключил соглашение с АвтоВАЗом о льготном кредитовании всех сельских жителей без исключения, пожелавших приобрести модели автомобилей АвтоВАЗа.

В то же время, как отмечают эксперты, на складах предприятия скопилось около 70 тысяч автомобилей. "Весеннее затоваривание" отчасти вызвано тем, что россияне отложили покупки новых российских авто в ожидании льготных кредитов от правительства. Но там с этой программой медлят.

Вчера глава АвтоВАЗа Борис Алешин признал, что в целом в 2009 году завод рассчитывает произвести 450 тысяч авто вместо 920 тысяч годом ранее и занять 30 процентов рынка.