Правительственные чиновники решают, как помочь АвтоВАЗу
Решение о господдержке ОАО "АвтоВАЗ" отложено на две недели. Но помощь обязательно поступит, заверяют правительственные чиновники - правда, в какой форме она будет осуществляться, пока неясно.
Напомним, компания нуждается в рефинансировании долгов на сумму 26 млрд рублей. Об этом премьер-министру Владимиру Путину в письме сообщили президент ОАО "АвтоВАЗ" Борис Алешин и гендиректор "Ростехнологий" Сергей Чемезов. Общий долг компании перед поставщиками и кредиторами, вместе с облигационным займом, - 44 млрд рублей, 60 проц. активов заложены. Предприятие планирует полностью перейти на вексельную схему расчетов, но пока поставщики предпочли бы "живые деньги", а некоторые уже заявили о том, что хотят повысить цены.
Накануне на встрече первого вице-премьера Игоря Шувалова с президентом Дмитрием Медведевым шел разговор о необходимости ускорить процесс предоставления госгарантий системообразующим предприятиям. "Цена вопроса - остановка производства", - заявил Медведев. С начала кризиса АвтоВАЗ уже не раз останавливал конвейер.
Вчера комиссия по повышению устойчивости российской экономики под руководством Шувалова рассмотрела антикризисную программу АвтоВАЗа. На встрече присутствовали вице-премьер Игорь Сечин, министр финансов Алексей Кудрин, губернатор Самарской области Владимир Артяков, Борис Алешин и представители банков с государственным участием. Как рассказал "РГ" источник в правительстве, помочь АвтоВАЗу надо прежде всего потому, что предприятие - системообразующее. На заводе сложилась особая ситуация: только напрямую там заняты 130 000 человек. И это без учета их семей и "смежников". И поддерживая завод, власти прежде всего ставят цель не допустить ухудшения жизни граждан, а не спасти менеджеров, допустивших задолженности уже во время кризиса.
По словам собеседника "РГ", рассматриваются два варианта помощи. Первый - предоставление государственных гарантий, чтобы стимулировать выдачу кредитов со стороны банков с гос участием. При этом надо учесть, что максимальная сумма таких гарантий ограничена 10 млрд руб. Превысить этот лимит можно, только если кредиторы договорятся о единых подходах к выделению средств. Но вполне возможно, что для АвтоВАЗа сделают исключение.
Второй вариант, который вчера рассматривался, - прямая господдержка. Например, за счет дополнительной эмиссии акций и увеличения капитализации "Ростехнологий", которые контролируют 25% АвтоВАЗа. Правда, с другими акционерами идея доп эмиссии не обсуждалась, и они вполне могут быть против. В качестве еще одной меры обсуждали также увеличение объемов госзаказов отечественных автомобилей. Без этого не обойтись: согласно последнему опросу ВЦИОМ, отечественный автомобиль готов купить только каждый пятый. В то время как в 2006 году продукция российского автопрома привлекала 54 проц. россиян.
Между тем не исключено, что заводу будет трудно даже с гарантиями или прямыми инвестициями. По словам Алешина, большинство членов комиссии выступило против госгарантий - АвтоВАЗ слишком закредитован, и невозврат средств чреват банкротством. А прямые инвестиции невозможны из-за проблем с отчетностью предприятия.
В итоге ни один из вариантов не был утвержден. Окончательное решение будет принято не раньше чем через две недели. "Было дано поручение проработать вопрос в недельный срок", - сообщил "РГ" источник в правительстве. Этим займется межведомственная рабочая группа комиссии по мониторингу за финансово-экономическим состоянием системообразующих предприятий под руководством зам главы минэкономразвития Олега Савельева. Она рассмотрит предложения автоконцерна, а также реализацию инвестиционной программы. Через две недели предложения о том, как помочь АвтоВАЗу справиться с кризисом, будут направлены руководству правительства.
Во вторник сразу после заседания правительственной комиссии под руководством первого вице-премьера Игоря Шувалова глава АвтоВАЗа Борис Алешин заявил журналистам: "Мы как запрашивали у государства 26 миллиардов рублей, так они нам и нужны".
Нынешнее состояние АвтоВАЗа не позволяет ему привлекать ни одного рубля кредитов. "Невозврат долгов банкам ведет нас к банкротству", - предупредил Алешин. Таким образом, стандартных решений, по мнению Алешина, быть не может. Видимо, по этой причине вчерашнее совещание у Шувалова, как выразился глава АвтоВАЗа, "носило необычайно острый дискуссионный характер". В итоге к выработке нестандартных путей поддержки автоконцерна решено подключить минэкономразвития и минфин. На это отвели две недели.
Прокомментировал Алешин и проблемы, возникшие с "агрессивной частью" поставщиков комплектующих, которые в начале марта чуть было не остановили главный конвейер АвтоВАЗа, отказавшись от вексельных расчетов за свою продукцию. Алешин порекомендовал им в кризисные времена разделить общее бремя, не создавать блокаутов и разрушительных альянсов. Тем более векселя АвтоВАЗа с разрешения Центробанка получили дополнительную ликвидность.
Кстати, сейчас на предприятии идет структурная перестройка, заметил Алешин. Уже к концу года АвтоВАЗ создаст пять дочерних компаний по разным направлениям деятельности. "С точки зрения системы управления завод, когда я на него пришел, представлял запущенный хоздвор", - сказал Алешин. Впрочем, к оптимизации численности кадров глава АвтоВАЗа пообещал отнестись крайне осторожно и не жертвовать лучшими.
Кстати
В дополнение к государственному субсидированию процентных ставок по автокредитам автоконцерн намерен предложить покупателям собственные кредитные программы. "30 процентов - предоплата, 70 процентов - привлекательный кредит от 3 до 5 лет", - обрисовал схему Алешин. Но подробности пока раскрывать не стал, лишь заметив, что с помощью нескольких кредитных линий завод намерен продать от 60 до 90 тысяч машин. И еще 50 тысяч будет продано сельским жителям при поддержке Россельхозбанка, напомнил глава автоконцерна.