Как живется автопрому разных стран в условиях кризиса

В Германии базируются шесть крупнейших автомобильных концернов мира. И именно они страдают от глобального финансово-экономического кризиса больше всех. Ведь экспорт самых, пожалуй, лучших и дорогих автомашин мира сократился наполовину.

Первым тяжелое дыхание кризиса за спиной почувствовал концерн "Опель" - дочернее предприятие американского автогиганта "Дженерал моторс", которое находится под угрозой банкротства и существует только за счет кредитных гарантий американского правительства. Долгое время судьба "Опеля" была неясна. Правительство ФРГ категорически отказалось выделить ему средства из бюджета: мол, в этом случае деньги потекут за океан. Хотя и не бросило легенду германского автомобилестроения на произвол судьбы.

Министр экономики Карл-Теодор Гуттенберг специально отправился в США и добился согласия "Дженерал моторс" сократить до минимума свой пакет акций, профинансировать европейскую "дочку" в трудную фазу реструктуризации и отпустить ее восвояси. Теперь "Опель" ищет нового инвестора и надеется заполучить гарантии государства под банковские кредиты.

Однако избежать треволнений, вызванных новой экономической ситуацией, не удалось ни "Даймлеру", ни "Фольксвагену", ни "Ауди", ни "Порше", ни БМВ. На основных предприятиях автоконцернов увольнения пока не начались. По согласованию с профсоюзом "ИГ Металл" на всех заводах была введена лишь укороченная рабочая неделя. По такому графику, сказал "РГ" представитель профсоюза "ИГ Металл" Йорг Кётер, работает каждый четвертый из 700 тысяч автозаводцев Германии. За пропущенные дни рабочие получают от государства временное пособие - минимум 60 процентов от зарплаты. Некоторые предприятия "подкрепляют" пособие отчислением из своей кассы.

Однако от снизившегося сбыта пострадали не только главные автозаводы, но и поставщики комплектующих. Многие из них обанкротились. Последний пример - предприятие по изготовлению шарниров и двигательных систем "Эдша". После заявления о банкротстве шесть тысяч рабочих просто оказались на улице. Фирма по производству фар "Хеллер" также заявила о намерении начать увольнения.

Поэтому как нельзя кстати оказался принятый парламентом в январе закон о так называемой "премии по утилизации" старых автомобилей. За каждую легковую машину, сданную на утилизацию, ее собственник получает от государства 2500 евро. На эти цели правительство выделило ровно полтора миллиарда евро. Однако этой суммы точно не хватит до конца года - этим сроком первоначально планировалось ограничить действие закона. Ведь уже сейчас за премиями образовалась очередь, а в конце апреля все 600 тысяч возможных премий будут уже выданы. Выделение новых денег пока не планируется.

На сегодня ситуацию в немецком автопроме удалось стабилизировать. Но многие эксперты предупреждают, что черная полоса еще не пройдена, и призывают готовиться к худшему.