31.03.2009 06:00

Проезд по карточкам

Впервые удалось по суду победить дефицит пластиковых водительских удостоверений

Сейчас идет массовый обмен прав, и многие водители столкнулись с тем, что в ряде регионов вместо уже давно знакомого и удобного пластикового документа им выдают заламинированный бумажный вариант размером с паспорт.

При этом у водителя никто не спрашивает, какой вариант документа он хочет получить. Понятно, что такое положение дел многих не устраивает. Водительское удостоверение второго образца - та самая пластиковая карточка - более удобно за счет своих малых размеров, да и выглядит представительно. Их даже по незнанию называли евро-правами, хотя узаконенный международный документ водителей выглядит как неширокий длинный лист, сложенный гармошкой. И выдается он по личному запросу автовладельца при наличии национального водительского удостоверения.

Ранее, до введения госпошлины в 2004 году, изготовление и реализация водительских удостоверений осуществлялись в соответствии с постановлением правительства N 228 от 8 апреля 1992 года и соответствующими приказами МВД России двумя способами. Для образца N 1 - путем закупки соответствующих бланков у предприятия-изготовителя с последующим оформлением и выдачей в Госавтоинспекции по установленному платежу. Второй образец - путем непосредственного изготовления бланков водительских удостоверений специализированными предприятиями по договорам, заключенным с ГИБДД. При этом оплата за изготовление второго образца производилась гражданами на расчетный счет предприятия-изготовителя. А оплата за их выдачу, взимаемая ГИБДД, на соответствующий счет бюджета субъекта Российской Федерации.

Как только была введена единая госпошлина, существовавшие ранее схемы взаимодействия по расчетам за спецпродукцию стали нелегетимны. Соответственно затраты изготовителям этих удостоверений, как предусмотрено постановлением правительства, должны покрываться из местного бюджета, что легло дополнительным бременем на органы власти.

В большинстве регионов, где средства на выпуск пластиковых удостоверений не выделяются, их выпуск прекращен. Хотя по постановлению правительства местные органы власти обязаны оплачивать изготовление указанной спецпродукции.

Первым удалось справиться с дефицитом автомобилистам Екатеринбурга. Они показали судебный способ решения проблемы и сумели воскресить в регионе эти документы.

Некий житель этого уральского города, когда настала пора менять права, обратился в ГИБДД с заявлением на выдачу ему удостоверения второго типа. Ему отказали по изложенным выше причинам. На что житель ответил, что он хочет получить именно такие и никакие другие права и обратился в суд. Суд, рассмотрев дело, вынес решение обязать ГИБДД выдать истцу то удостоверение, которое он требует и на которое имеет полное право. Понятно, что для исполнения этого решения местным властям пришлось решить вопрос о финансировании выпуска пластиковых прав.

Департамент ОБДД принимает меры по разрешению конфликта. Сейчас разработан новый пластиковый вариант водительского удостоверения, который придет на смену ранее существовашим двум вариантам водительских документов.

Все об автомобилях - в Автопроекте РГ