"РБГ" опросила компании из списка системообразующих - денег от государства пока никто не получал
Вот уже несколько месяцев правительство старается насытить реальный сектор живыми деньгами. Первая попытка с выделением $50 млрд оказалась не самой удачной: компании смогли привлечь у оператора программы Внешэкономбанка лишь $11 млрд. И несмотря на то что некоторым крупным холдингам удалось рефинансировать западные кредиты или избежать дефолта (Evraz Group, UC Rusal, "Альфа-Групп" и другие), в целом эффект для отраслей оказался незначительным.
Однако власть продолжает обещать крупную поддержку бизнесу. Об этом, в частности, заявил помощник президента РФ Аркадий Дворкович. По словам чиновника, необходимо поддерживать системообразующие компании и отрасли экономики. При этом никаких "преференций и индивидуальных выгод" ни для каких компаний не будет.
Системообразующие компании уже давно ждут помощи, еще с декабря прошлого года, когда правительство обнародовало список из 295 компаний. На эти предприятия в совокупности приходится около 85% ВВП. Тогда министр финансов Алексей Кудрин пообещал выделить этим компаниям в совокупности около 325 млрд рублей.
Но правительство не спешит. Ни в одной из опрошенных "РБГ" компаний из списка системообразующих не подтвердили факт получения денег. В пресс-службе "Мосэнерго" ответили, что не слышали о перечислении компании госпомощи, а если бы она была, то о ней наверняка было бы известно. Представитель АК "АЛРОСА" заявил, что напрямую от государства деньги в компанию не поступали. Однако отметил, что правительство поддерживает компанию через увеличение закупки алмазов в Гохран России.
Согласно официальной информации группы "СУ-155", единственной помощью компании со стороны федеральной власти стало включение ее Центробанком в перечень организаций, под векселя и права требования которых даются кредиты. В пресс-службе "Норильского никеля" и вовсе заявили, что компания не претендовала "на получение государственных средств и в настоящее время не намерена этого делать", так как финансовое положение компании достаточно устойчивое.
Между тем генеральный директор "Интерфакс-ЦЭА" Михаил Матовников сомневается, что все компании из списка правительства получат средства. "Необязательно, что все они получат деньги. По-настоящему системообразующие компании, - да. Например, АвтоВАЗ. Большинству придется выплывать самостоятельно. Поддержка будет носить выборочный, индивидуальный характер", - считает эксперт. По его мнению, это связано, во-первых, с тем, что некоторым предприятиям скоро будет помогать бессмысленно. Во-вторых, финансовые резервы правительства для борьбы с кризисом все-таки не бесконечны.
"Нельзя ограниченными ресурсами решить неограниченную проблему. Закрытие международных источников привлечения финансирования для российских компаний нельзя заменить государственными средствами", - подчеркнул он.
На самом деле эпопея с АвтоВАЗом подтверждает опасения, что помощь будет все-таки избирательной. Напомним, что акционер завода "Ростехнологии" до 10 мая получит от государства 25 млрд рублей. Эти деньги в качестве беспроцентной ссуды госкорпорация перечислит АвтоВАЗу. Кроме того, он в ближайшее время получит краткосрочный заем в 8 млрд рублей от ВТБ и Сбербанка, что позволит ему выплатить первоочередные долги.
Почему такого подхода менее достойна группа ГАЗ или КАМАЗ, непонятно. "ГАЗу", например, правительство пообещало лишь стандартные госгарантии под кредит на 10 млрд рублей. Где же обещанное равенство всех перед бюджетной помощью?
Вот и Всемирный банк в своем докладе подверг сомнению прозрачность распределения госпомощи предприятиям. Как говорится в документе, "отсутствие информации относительно правил распределения помощи предприятиям вызывает озабоченность по поводу соблюдения принципов прозрачности".
ВБ подчеркивает, что размытость методологической основы "для расчета распределения прямой государственной поддержки компаниям не позволяет оценить эффективность такой государственной поддержки". Кроме того, число предприятий, включенных в список правительства, слишком велико для того, чтобы обеспечить эффективную помощь важнейшим компаниям, считают экономисты.
Эксперт Института региональной политики Евгений Клыков также видит в действиях властей непоследовательность. АвтоВАЗ получает беспроцентный кредит, а "ГАЗ" - только гарантии. Вот уже преференции. При этом непонятно, по какому принципу выбираются объекты государственной поддержки", - говорит эксперт.
Вместе с тем он уверен, что список системообразующих компаний де-факто будет существенно сокращен, и реальную помощь получат считанное число компаний. "Остальным средства могут быть выделены лишь исходя из необходимости поддержать социальную обстановку в населенных пунктах, где эти предприятия являются градообразующими", - полагает Евгений Клыков.
Несмотря на все усилия государства насытить реальный сектор деньгами, кредитование предприятий сокращается и, уверен Михаил Матовников, продолжит и дальше неуклонно снижаться. Остановить этот процесс в ближайшее время, увы, едва ли возможно, так как получить займы корпоративным заемщикам с каждым днем становится все сложнее.
Во-первых, банки, находясь в ситуации постоянно растущей просроченной задолженности по кредитам, значительную часть свободных средств направляют на пополнение резервов. Это лишает экономику столь необходимых живых денег. Во-вторых, большинство компаний по итогам 2008 года снизили прибыль или ушли в минус. А значит, перестали быть надежными в глазах банков, которые теперь боятся выдавать кредиты потенциальным банкротам.