Ректор Виктор Шалай: Надо открыть двери заводской проходной первокурснику

Сегодня на рынке труда происходят радикальные перемены и труд инженера становится востребованным, как никогда. Если всего несколько лет назад руководство заводов занимало по отношению к альма-матер отстраненную позицию: "Вы там учите как-нибудь, а мы потом, надо будет, переучим", то сегодня ситуация с точностью до наоборот. Сейчас, когда только омским предприятиям требуются уже не единицы, а сотни квалифицированных специалистов, понятно, что переобучение - это время и деньги, помноженные на сто.

Реакция производственников не заставила себя ждать. Они повернулись лицом к вузам и начали активно интересоваться, а нельзя ли процесс обучения построить таким образом, чтобы дипломник приходил на завод уже готовым специалистом. Оказалось, можно. Только для этого надо открыть двери заводской проходной не студенту, заканчивающему вуз, а первокурснику.

Идея, которую мы предложили заводчанам, проста. Обучение по самым востребованным специальностям - машиностроителя, станочника, радиотехника - идет прямо на предприятии. Здесь работает кафедра, имеется современное оборудование. Студенты первых курсов осваивают теоретическую механику и сопромат уже не в абстрактном понимании, а применительно к реальному производству. И параллельно постигают рабочую специальность. Закончил первый курс - получил квалификацию станочника, второй - специалиста станков с программным управлением. При таком раскладе к диплому инженер будет досконально знать и само производство, и психологию производственных отношений. А это для современного руководителя очень полезные качества.

У подобной организации учебного процесса есть еще два плюса. Первый - возможность студенту заработать (а зарплата станочников сегодня одна из самых высоких в регионе), второй - в случае форс-мажорных обстоятельств тот же второкурсник, отчисленный из университета, уже не просто второкурсник, а квалифицированный рабочий, который сейчас на любом заводе на вес золота.

Сегодня мы начали реализацию этой идеи на четырех крупных омских машиностроительных предприятиях. В ближайшее время планируем заключить договор на подготовку специалистов по такому же принципу с радиотехниками. Думаю, за подобными учебно-производственными центрами будущее.

Конечно, любая образовательная новация требует затрат. В прошлом году мы потратили на оборудование и новые методики 46 миллионов рублей, нынче потратим еще 49. Но игра стоит свеч. К такому же мнению склоняются и производственники, и омские власти. Наш проект пришелся по душе и полпреду президента России в СФО Анатолию Квашнину. Благодаря его протекции государство на реализацию ноу-хау выделило в этом году 15 миллионов рублей.

Кстати, новое обучение сподвигло нас и на внутривузовскую реформу. Мы подняли планку требований для преподавателей и ввели их в новую систему оплаты труда.