Похоже, Рунет, который "гуляет сам по себе", не дает покоя законодателям. Сразу две группы с переменным успехом работают над законопроектами, которые должны поставить Сеть в рамки закона. Один из них, инициированный Межпарламентской ассамблеей СНГ, обсуждался в Совете Федерации в прошлом году. С тех пор о нем ничего не слышно.
Другой проект закона "Об Интернете" обсуждался в Госдуме. Он инициирован депутатами и гораздо более известен, нежели первый. Документ был разработан группой экспертов под руководством Астамура Тедеева по заказу думского Комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи. Авторы законопроекта подразделяют отношения в Интернете на две группы: гуманитарные и экономические. Документ довольно подробно регламентирует процедуру электронных выборов, которые давно узаконены во многих зарубежных странах.
Что касается экономики, то о ней говорится как-то вскользь. Экономические отношения (интернет-торговля, банковские услуги), записано в законопроекте, требуют "защиты прав их участников, так как до сих пор практически все сделки, заключаемые через Интернет, никакой правовой базы под собой не имеют".
Законопроект рамочный, и в нем впервые приведены ключевые термины, такие как "глобальная компьютерная сеть Интернет", "информационная сеть", "электронная экономическая и электронная коммерческая деятельность", перечислены субъекты закона. Согласно проекту подсудность правонарушения в Интернете (например, клевета) определяется по физическому нахождению потерпевшего, а не правонарушителя. Закон в целом регулирует отношения между собственником и пользователем интернет-ресурса.
В случаях, когда нарушаются любые права россиян, в том числе и экономические (например, при покупках в интернет-магазинах), в дело вступят нормы Уголовного и Налогового кодексов. В сфере юридической ответственности с учетом зарубежного опыта предлагается использовать принцип мирового преследования за информационное преступление, согласно которому национальный уголовный закон подлежит применению к деянию, признанному в национальном уголовном законе преступлением в сфере информационно-коммуникационных технологий, совершенному на любой территории любым лицом независимо от его гражданства (или отсутствия оного) во всех случаях, когда такое деяние (действие либо бездействие) затрагивает интересы лиц, признающих над собой российскую юрисдикцию (т.н. доктрина "юрисдикции по потерпевшему"), за исключением тех случаев, когда применение национального закона будет прямо пресечено юрисдикцией или применением уголовного закона иностранного государства.
Астамур Тедеев считает, что под санкции Уголовного или административного кодексов РФ могут попасть владельцы любого ресурса, независимо от того, в какой стране зарегистрирован сайт и гражданином какой страны является его собственник. Так, в случае жалоб россиян на клевету в Интернете ответственность будет возложена на владельца, а не автора публикаций.
Спорным остается вопрос: под какие конкретно статьи УК и КоАП должны подпадать теперь правонарушения в Интернете? Возможно, придется создать отдельный пункт закона, устанавливающий ответственность за преступления в интернет-пространстве.
Недоумение вызывает тот факт, что законопроект, где так много места уделяется регулированию рынка, не был представлен на суд бизнес-сообщества. Впрочем, еще не поздно: в окончательном варианте, как ожидается, документ будет внесен в Госдуму в осеннюю сессию. Вот тогда в него можно будет официально вносить поправки.
Эксперты полагают, что, если проект превратится в закон, работать он будет с трудом. Практика предъявления претензий владельцам ресурсов, зарегистрированных в другой стране, станет почвой для международных конфликтов и скандалов, что может негативно сказаться на развитии Рунета.
По словам Тедеева, большинство владельцев крупных коммерческих интернет-ресурсов давно отказались от секретности, осознав, что, чем больше информации о себе они разместят, тем больше доверия, а стало быть, и клиентов удастся привлечь.