Газовые баллоны на автомобилях уральцев устанавливаются по "серым” схемам

    Правила эксплуатации автомобилей с газобаллонным оборудованием часто нарушаются

    Газовые баллоны на автомобилях уральцев устанавливаются по "серым” схемам

    В уральских городах и поселках автомобиль с газовым баллоном вместо бензобака давно стал привычным. Вот только перевод машины на экологически чистое и недорогое топливо зачастую таит серьезную угрозу.

    Хороший знакомый давным-давно переоборудовал "под газ" старенькую легковушку. Говорит, так дешевле. Цена - определяющий момент для многих автовладельцев. По некоторым оценкам, только в Екатеринбурге на газе ездит порядка 70 тысяч автомобилей, в том числе маршрутные такси, более половины которых оснащены газобаллонным оборудованием (ГБО).

    Между тем каждому приходилось слышать об авариях и даже взрывах "газифицированных" автомобилей. К сожалению, найти статистику подобных происшествий нам не удалось ни в ГИБДД, ни в других контролирующих структурах, ни в Уральском отделении Российского союза автостраховщиков.

    По словам главного специалиста по баллонам Российского научно-исследовательского трубного института (Челябинск) Алексея Губина, одна из причин аварий - многочисленные "серые" схемы при установке и техническом освидетельствовании газовой аппаратуры на автотранспорте. Как разъяснил наш собеседник, по закону эти виды услуг лицензируются и регистрируются в Рос­технадзоре. Контрольный орган дает разрешение на работу лишь при наличии необходимого оборудования и аттестованного персонала. Исполнители должны пройти курс обу­чения в спецшколах, имеющих сертификат на преподавание от того же Ростехнадзора.

    На практике бывает, увы, иначе: сегодня пруд пруди фирм-однодневок, которые работают подпольно и не платят налогов. Но главное - их деятельность попросту опасна: как известно, утечка сжиженного газа чревата возгоранием и взрывом баллона.

    - Выявление таких "подпольщиков" должным образом не отлажено, - считает Алексей Губин. - В функции Рос­технадзора это не входит: у него нет полномочий на проведение следственных действий. "Пираты" иногда попадают в поле зрения силовых структур, но подобные случаи можно пересчитать по пальцам.

    По сути, лишь подтвердила это мнение пресс-служба межтерриториального управления Ростехнадзора по Уральскому федеральному округу.

    - Контролируем промышленные предприятия, которые эксплуатируют опасные производственные объекты, - сообщили там. - Автотранспорт с газобаллонным оборудованием к ним не относится.

    Ничем не порадовала и пресс-служба управления ГИБДД Свердловской области. Ее информация свелась к цитированию ГОСТа, которым, как заверили корреспондента "РГ", руководствуются неукоснительно: единственный в Екатеринбурге пункт технического осмотра автомобилей с ГБО работает без нареканий.

    Между тем, по словам Сергея Катышева, руководителя мастерской, производящей техническое освидетельствование газовых баллонов, в том числе автомобильных, по линии ГИБДД проверяется лишь та часть ГБО, что находится под капотом, но не сами баллоны и газовая разводка.

    Порой в мастерскую приходят допущенные к эксплуатации автомашины с грубейшими нарушениями правил установки оборудования. Например, расходная газовая магистраль находится недопустимо близко от горячей выхлопной трубы. Весьма разношерстны крепления: это тросы, мотоциклетные цепи, металлические ленты. Зачастую баллоны подвешиваются на слишком тонких лентах или на двух, а не на трех, как диктует инструкция.

    Из-за неправильной установки баллонов они непрерывно трутся о рамы и кузова. В результате их стенки местами истончаются (по нормам допускается потеря не более трех процентов толщины, первоначально составляющей три миллиметра, но на практике износ может быть значительно больше). Сплошь и рядом расходная магистраль зажата между баллоном и кузовом. Все это очень опасно. Однако, по словам эксперта, некоторые транспортные организации Екатеринбурга годами не направляют на техническое освидетельствование автопарк с ГБО.

    Автоперевозчики, что вполне понятно, придерживаются другой точки зрения:

    - Каждый баллон проходит техническое освидетельствование один раз в два года, - рассказывает руководитель пассажирского автопредприятия Вячеслав Зыков. - Разрешение на эксплуатацию представляет собой пронумерованное свидетельство с водяными знаками - такой документ не подделаешь.

    Впрочем, к контролерам у них претензий нет: как правило, результаты осмотра готовы уже на следующий день, что вполне устраивает автовладельцев. При этом перевозчики согласны с критикой организации техосмотров. Одного специализированного пункта на миллионнный город, по их мнению, явно недостаточно: машины с ГБО ждут очереди иной раз неделю.