Тверские предприятия испытывают дефицит квалифицированных рабочих кадров.
Однако год от года количество выпускников местных учреждений начального профессионального образования по производственным специальностям сокращается - за счет повышенного спроса на торговые и офисные. Да и те, кто получает заветные "корочки", не всегда соответствуют ожиданиям работодателей.
На Западе развитые промышленные предприятия тратят до 20-25 процентов своих бюджетов на подготовку собственных специалистов. Причем именно того профиля и уровня, которые востребованы в производственном процессе. Для этого они, как правило, создают свои учебные центры. В доперестроечные времена нечто подобное было и у нас - пока большинство заводов не оказались на грани остановки.
Однако ситуация меняется. Едва набрав ход, часть промпредприятий тут же столкнулась с проблемой нехватки квалифицированных кадров. "Иных уж нет", а готовить новые - по сути и негде, и некому. Заводы и ПТУ, если и сохранились, то теперь принадлежат разным хозяевам.
Довольно ощутимо эту проблему почувствовал, в частности, вагоностроительный завод - одно из немногих градообразующих предприятий. Когда-то его инфраструктура включала в себя целый ряд объектов - от детсадов до Дворца культуры и спортклуба. Были в ней также вагоностроительный техникум и ПТУ N 6, которое местные жители называли "училищем вагонников". Именно "называли" - поскольку в 90-е годы предприятие потеряло и его, и другие непроизводственные активы. А когда появились желание и средства, чтобы возродить потерянное хозяйство, выяснилось: сделать это весьма сложно.
Решить вопросы со спортклубом, ДК и некоторыми другими объектами удалось. На техникум до поры до времени решили махнуть рукой - к тому времени он переродился в машиностроительный колледж. А в отношениях с училищем решающую роль играла нестыковка форм собственности: частная у предприятия и региональная подчиненность учебного заведения. Объединить их в одно целое стало невозможно. Точнее - есть лишь один вариант, но он предполагает потерю училищем статуса государственного учебного заведения. Со всеми вытекающими последствиями - как для его выпускников, так и для персонала. В попытках разрешить эту проблему рождались даже идеи обращения в Совет Федерации - с призывом внести изменения в законодательство.
Предприятие и училище продолжали сосуществовать "по соседству", но "за забором", не скрывая при этом взаимной заинтересованности. Завод мог дать ссузу главное - деньги, на которые можно, например, сделать ремонт и закупить учебное оборудование. Училище, в свою очередь, должно было сыграть роль в восстановлении когда-то существовавшего единства интересов работников с родным предприятием. Планы взаимодействия предусматривали многое, включая помощь выпускникам в получении дальнейшего образования, вплоть до высшего, предоставление им социальных гарантий и высокой зарплаты.
- Естественно, это касалось бы не всех, - уточняет корреспонденту "РГ" директор предприятия по персоналу Борис Чернов. - Мы готовы поощрять тех, кто хочет как минимум честно работать, как максимум - связать с заводом свою жизнь. Проще воспитать "своего" человека с младых ногтей, нежели перевоспитать - зрелого. Замечу, что до недавнего времени у нас была большая очередь на прием на работу, но и значительная текучесть кадров. Привыкнуть к производству и выполнять его высокие требования удается далеко не каждому.
Промышленники часто жалуются, что квалификация их работников не соответствует необходимому уровню. Особенно, если предприятие нашло возможности приобрести современное оборудование. Для работы на нем "типового" училищного образования мало - нужна специализация. Одно время в Твери даже муссировалась идея массового привлечения на рабочие должности выпускников местного технического университета.
Эта проблема касается многих крупных предприятий, особенно тех, которые в свое время имели "подшефные" училища (в частности, экскаваторный завод, полиграфкомбинат). А если учитывать снижение спроса на среднее профессиональное образование и, следовательно, объемов финансирования ссузов, то проработка возможностей взаимодействия учебных заведений с реальным сектором - необходима.
Директора и руководители кадровых служб предприятий уверены: стоит вернуться к опробованной практике - передаче ссузов под их полную опеку. Правда, при этом законодатели должны предусмотреть, чтобы училища, войдя в структуры частных предприятий, не теряли статуса государственных учебных заведений. То есть, чтобы речь шла о выдаче выпускникам дипломов гособразца, зачете персоналу педагогического стажа. Иначе заводы будут либо создавать собственные обучающие структуры с совершенно непонятным статусом, либо продолжать работать с когда-то родственными ссузами исключительно "на энтузиазме".
Тем временем
В Туле на базе одного из профессиональных лицеев планируется создать Национальный кадровый центр для подготовки и переподготовки молодежи по рабочим профессиям. Речь идет о ежегодном обучении 16 специальностям более 1500 человек из 10-12 регионов страны.