Спрос на автомобили по льготной схеме продажи вырастет только в середине лета

Купить отечественный автомобиль в этом году можно на особых, льготных, условиях. Два месяца назад для этого была запущена специальная программа кредитования граждан. Собственные корреспонденты "РГ" обошли автосалоны и банки, чтобы выяснить, как эта программа работает в регионах.

Выдача кредитов уже началась. На родине "Жигулей" рост продаж автомобилей тольяттинской сборки дилеры отметили практически сразу после запуска госпрограммы. А вот в других регионах настроение не столь оптимистичное. Меньше всего желающих приобрести российские автомобили, как и ожидалось, в Сибири и на Дальнем Востоке: там пока, несмотря на кредиты, предпочитают ездить на иномарках.

Напомним, что программа льготного кредитования на покупку российских машин была принята в антикризисном пакете правительства, чтобы поддержать отечественных производителей. Тому, кто в этом году возьмет кредит на покупку авто отечественной комплектации, государство компенсирует банковский процент в размере двух третей ставки рефинансирования Центробанка. Сейчас такая компенсация составляет около 9 процентов. Правда, сам заемщик в качестве первого взноса должен внести не менее 30 процентов стоимости машины. Погасить кредит надо будет максимум в течение трех лет. Распространяются такие правила только на покупку российских автомобилей стоимостью не более 350 тысяч рублей и включенных в список минпромторга (он был опубликован в "РГ"). Льготные кредиты выдают три банка - ВТБ24, Сбербанк и Россельхозбанк. Но действовать эта программа будет только один год.

Тольяттинские "Лады" пользуются спросом в Санкт-Петербурге. Только ВТБ24 всего за две недели рассмотрел по льготным автокредитам более 1,2 тысячи заявок, выдано около 200 ссуд на общую сумму 30 миллионов рублей. Не отходя от машины оформить кредит можно в Екатеринбурге: один из крупнейших автосалонов города вышел с предложением организовать представителям банков рабочие места. И на прошлой неделе первый екатеринбуржец стал счастливым обладателем "семерки", полученной благодаря программе. Процесс оформления документов и получения машины занимает два дня. Кроме этого автосалона льготный автокредит можно оформить в банковских кредитных отделах. В Краснодарский филиал ВТБ24 обратились около 30 человек, а в региональном филиале Россельхозбанка - почти сто заявок. В сибирском филиале Сбербанка России сейчас в работе находится 65 заявок на оформление льготных автокредитов от граждан Новосибирской, Томской и Кемеровской областей.

На Алтае интерес к программе автокредитования проявляют практически все, кто планирует покупку любой модели АвтоВАЗа. Но, по оценке экспертов, потенциальных заемщиков останавливает короткий срок кредитования - всего два года, тогда как по стандартным программам банки предлагают до пяти лет.

А сибиряков не устраивает качество включенных в "льготный список" автомобилей. "Многие не хотят покупать такие машины из-за проблем с запчастями, - говорит продавец-консультант Сергей Симонов. - Сибиряки предпочитают покупать автомобили марки Nissan и Toyota. Но они не входят в государственную программу по кредитованию".

Ни одного льготного автокредита не оформлено в Приморье. Правда, при этом есть примеры покупки автомобилей за наличные со стопроцентной оплатой сразу, говорят в официальном представительстве российского автогиганта компании "Даль-Лада". Дальневосточники интересуются "Нивами", "пятерками", "семерками" еще старой модификации. Дилеры считают, что имеют дело с очень маленькой нишей приверженцев отечественных автомобилей: привык человек ездить по тайге или на рыбалку на "Ниве", вот и покупает ее опять.

Спецтарифы на транспортировку отечественных авто на Дальний Восток тоже пока не сыграли значительной роли. Впрочем, причина может крыться и в том, что у отечественных производителей в Приморье нет разветвленных дилерских сетей по продажам и сервису машин.

Ни одной партии машин модели Renault еще не отгружено на Дальний Восток по льготному транспортному тарифу, говорит менеджер корпоративных продаж официального дилера Renault во Владивостоке Вячеслав Ланбин. До сих пор автомобили, по его словам, доставляются за счет предприятия-изготовителя, и обходится это в 18 тысяч рублей. Самостоятельная доставка машины в регион обойдется в 60 тысяч рублей.

Официально

Минпромторг постоянно мониторит реализацию программы льготного автокредитования, говорит сотрудник отдела коммуникативных технологий министерства. И после того как пройдет тестовый период, программа поработает несколько месяцев, минпромторг, скорее всего, будет предлагать в нее коррективы.

Правда, какие именно изменения могут быть внесены, пока говорить рано. Но уже сейчас видно, что в программе существуют шероховатости, признают в министерстве. Между тем в реализации программы заинтересованы все. И потребители, которые получают автомобиль на более выгодных условиях. И производители, потому что программа подстегнет спрос, а именно он сегодня является определяющим фактором для нормальной работы предприятий.

Что же касается условия по подтвержденному ежемесячному доходу, то оно выдвигается банками. Изначально предполагалось, что условия по программе льготного автокредитования должны быть такими же, как по обычным автокредитам. Но банки, очевидно, идут на такие требования, страхуя свои риски. И это их право. Но мин-промторг будет стараться, чтобы диалог между заемщиками и кредиторами был максимально эффективным.

Подготовила Елена Кукол