Цены в автошколах Прикамья повысились вслед за увеличением количества часов вождения

Чтобы привлечь курсантов, автошколы обещают индивидуальный подход и оплату в рассрочку. И все-таки водительские курсы по новым ценам многим не по карману.

Больше практики

Сейчас желающие обучиться управлению автомобилем тратят на учебный процесс не 206 часов, как раньше, а 156. При этом в полтора раза выросло время, которое курсанты проводят непосредственно за рулем.

- За последние годы количество часов вождения постоянно увеличивается, - поясняет Алексей, владелец одной из пермских автошкол. - В 2005 году на учебные поездки отводилось десять часов, с 2007 - 32, а с первого января этого года курсанты должны наездить не менее пятидесяти часов.

По мнению руководителей автомобильных курсов плюсы новой системы обучения уже очевидны.

- Люди стали тратить гораздо меньше времени на обучение, - объяснили "РГ" в одной из автошкол. - Кроме того, благодаря увеличению времени, отведенного на поездки, курсанты приобретают больше практических навыков управления автомобилем. Минус пока просматривается один. Возросли затраты на бензин, на ремонт машин, на оплату труда инструкторов. Поэтому нам пришлось поднять цены на обучение.

Секреты автодела

Члены ассоциации пермских автошкол пытались установить единую для всех стоимость обучения. Остановились на сумме двадцать тысяч рублей за двухмесячную учебу водителей категории "В", как самую распространенную (для сравнения, в прошлом году стоимость обучения не превышала 14 тысяч). Но договоренность так и осталась устной. Буквально каждый автоучитель, одновременно являясь и бизнесменом, посчитав возможные убытки, тут же снизил цену. Сейчас научиться вождению можно и за 14 600 рублей, и за 19 000 рублей. Но желающих приобрести водительский опыт в Перми все меньше: если еще в прошлом году в учебных группах учились до 30 человек, то сейчас нет и 20.

- В последние годы люди шли на учебу сплошным потоком, - говорит владелец автошколы Александр Никитин. - Причем больше половины, а то и двух третей курсантов составляли домохозяйки или те, кто только в далекой перспективе мог приобрести машину. Сейчас таких желающих стало меньше. Соответственно уменьшилось и число учащихся. Тут и кризис виноват, и повышение расценок.

Чтобы привлечь к себе как можно больше учеников и, соответственно, заработать, автошколы начали применять различные системы скидок. Например, в одном из пермских центров официально надо заплатить 18 тысяч рублей, как и в других аналогичных школах. Но из разговора с сотрудниками выясняется, что реальная цена гораздо меньше - 14 или 15 тысяч рублей. Можно рассчитаться и в рассрочку - первый взнос обычно не превышает пяти тысяч рублей.

Еще в одной автошколе применили давно известное коммерческое правило: "Приведи с собой друга и получи скидку". То есть, если пермяк придет обучаться не один, сумму оплаты ему снизят. Обычно освобождают от оплаты двух часов вождения.

Всего в Перми и крае насчитывается около сотни автошкол. Точное их количество не поддается учету, потому что на одну лицензированную школу приходится несколько так называемых филиалов. Руководитель зачастую располагает только официальным разрешением, и под его маркой работают несколько организаций. Одни ведут теоретическую подготовку, другие обучают вождению.

И все таки уровень конкуренции среди автошкол в Перми высок. Кроме снижения цен, на которое могут польститься клиенты, мастера автодела порой пользуются "запрещенными" приемами.

- Лично обклеил весь микрорайон объявлениями, - сетует один из владельцев автошколы. - А людей практически нет. Потом обратил внимание, что на месте моих рекламных листков висят объявления другой автошколы, а мои оказались сорваны. В отместку ободрал рекламу у конкурентов.

Электронный контролер

С первого июля работа автошкол еще больше усложнится. Согласно требованиям закона, все учебные автомобили оснастят видеокамерами и записывающими устройствами. С их помощью можно наблюдать за действиями курсанта. И в случае, если он будет с чем либо не согласен, эти записи восстановят ту или иную ситуацию.

Помимо этого, желающим получить водительские права придется пройти испытания на аппаратно-программном комплексе тестирования. Правда, таких агрегатов в Перми пока нет. Но по сведениям владельцев автошкол, он напоминает собой прибор, похожий на полиграф, или детектор лжи. Курсанта облепят датчиками, фиксирующими пульс, сердечное давление, и попросят принимать решение в той или иной ситуации. Задачи будут показывать на компьютерном мониторе. В результате у человека определят слабые места, например, излишнюю возбудимость, или, наоборот, заторможенность. Теоретически с помощью этой аппаратуры должны устраняться недостатки в поведении курсантов.

- Это позволяет развивать реакцию, - говорит руководитель учебного центра. - Но ведь человек имеет право отказаться от такого обследования. Тем не менее, агрегат такой автошкола должна иметь, иначе лицензию не дадут.

По подсчетам специалистов, установка видеоаппаратуры обойдется в сумму от 20 до 70 тысяч рублей. А самый дешевый аппаратно-программный комплекс тестирования стоит не меньше 200 тысяч рублей. В общем, со всеми затратами, в том числе арендой помещения и покупкой автомобилей и аппаратуры, открытие автошколы после первого июля будет стоить в пределах миллиона рублей.

- Нас это пока не коснется, - сообщили корреспонденту "РГ" сразу в нескольких автошколах Перми. - Все эти требования необходимо соблюдать только тем, кто намерен начать свою деятельность после 1 июля. А большинство пермских автомобильных учебных заведений располагают лицензиями, действующими до 2011-12 годов.

Соответственно, и цены на обучение в Перми повышаться пока не будут.

Комментарии

Александр Никитин, председатель пермской краевой организации всероссийского общества автомобилистов:

- Автошколы не должны быть организациями, в которых люди приобретают лишь азы дорожных знаний и получают водительское удостоверение. Задачи здесь, на мой взгляд, гораздо шире. Люди должны научиться думать за рулем, вовремя принимать правильное решение. Быть вежливыми, когда управляют автомобилем. Учить всему этому надо с детства. Мы уже несколько лет пытаемся "продавить" вопрос о создании в Перми автогородка. Помимо обучения вождению, на нем можно проводить занятия с детьми - хоть с первого класса, хоть с дошкольниками. А у нас на весь краевой центр только один более-менее приличный автодром в микрорайоне Чапаевский. Но он расположен очень далеко, и не каждый туда поедет. А автогородок можно оборудовать где нибудь поближе. Город у нас очень растянутый, много пустырей. В администрацию Перми несколько раз обращались. И не только мы, но и представители пермской ассоциации автошкол. Мы даже не просим финансирования. Нужно просто выделить землю в аренду под строительство автогородка. Но с чиновниками ситуация непонятная. Никто не отрицает того, что автогородок нужен, в первую очередь, для детей. Но никто ничего и не делает. А один из работников администрации Перми заявил, что этот проект не "глобальный". Что он имел в виду, я так и не понял.

Дмитрий Артеменко, начальник межрайонного регистрационно-экзаменационного отдела ГИБДД ГУВД по Пермскому краю:

- Пока еще рано говорить об уровне подготовки водителей, прошедших обучение по новой программе. Сейчас они только начинают сдавать экзамены, и у нас недостаточно данных, чтобы сделать определенные выводы. Наличие видеокамер в учебных автомобилях можно только приветствовать, на мой взгляд. Это нововведение полностью исключит субъективный подход, и поможет курсантам увидеть свои ошибки. Например, в Краснодарском крае видеокамеры применяются уже лет пять. И претензий там стало гораздо меньше, и обвинений в коррупции тоже.

По деятельности пермских автошкол могу сказать, что необходимо расширять спектр предоставляемых ими услуг. Вот в Ханты-Мансийском округе уже действует детский автогородок. Там роскошные учебные классы, отличный автодром. Детей учат управлять машинами с одиннадцати лет. К моменту, когда они получат права, они будут уже опытными, умелыми водителями.