В Воронежской области сокращается поголовье молочного стада

В период высоких надоев в Воронежской области сокращается поголовье молочного стада.

Технологии брожения

"Молочный" техрегламент внес существенные изменения в привычный процесс производства, переработки и торговли. Излишки сырья, которые каждую весну возникают из-за увеличения надоев, перерабатывающие предприятия раньше высушивали - на зиму. Однако продукту из порошка под названием "молочный напиток" потребители не доверяют. Хотя прежде охотно его покупали - со словом "молоко" на этикетке. Теперь заводы закупают ровно столько сырья, сколько могут переработать сразу. Причем требования к его качеству стали строже. Продукт высшего сорта должен быть, помимо прочего, охлажденным, хотя необходимого для этого оборудования нет в каждом третьем хозяйстве региона. У одних комбинаты принимают молоко по более низкой цене первого сорта, у других не берут вообще.

С начала весны объем предложения сырья в регионе вырос на 10-12 процентов. Закупочные цены снизились на 6,5 процента (с января - на 16). К тому же переработчики задерживают платежи в среднем на две недели. Они оправдывают это тем, что торговые сети в свою очередь не перечисляют средства по 30-50 дней.

Но крестьянам не до сочувствия: в этом замкнутом круге они страдают больше остальных. Держать коров становится невыгодно. В прошлом году средняя по области рентабельность производства была вдвое ниже, чем в позапрошлом (соответственно 7,2 и 15,6 процента). Таким образом, по прогнозам специалистов, большинство хозяйств уйдет "в минус". Продавать молоко дешевле девяти рублей за литр - прямой убыток. А в мае-июне цена может упасть и до шести рублей (год назад было 8-9).

Буренки на заклание

Молочная ферма в колхозе "Большевик" - одна из лучших в области. Здесь 480 коров, высокие надои. В 2008 году рентабельность составила 40 процентов. Однако зимой цена на молоко стала на треть ниже прошлогодней. Зато электроэнергия с 1 января подорожала на 40 процентов, медикаменты для животных - на 50. Растут затраты на ремонт, горючее, корма. И по итогам первого квартала рентабельность будет не более 15 процентов.

- Мы можем повысить надои, но для этого нужно больше использовать комбикорма, а они дорожают. Тогда рентабельность упадет до 5,5 процента, - рассуждает руководитель колхоза Юрий Мысков. - Повысим качество работы - придется поднять зарплату дояркам, что тоже отразится на себестоимости. Небольшие хозяйства - на грани закрытия, а ведь на крепком колхозе все село держится...

По словам замруководителя областного департамента аграрной политики Николая Котолевского, в ряде районов уже избавляются от коров:

- В первом квартале мы отмечали положительную тенденцию - объемы производства в среднем по области выросли на 14 процентов по сравнению с аналогичным периодом 2008 года. Но в ряде районов сокращение дойного стада не остановилось, а теперь ситуация вовсе может стать неуправляемой! Что же будет летом, когда мы выйдем на пик надоев?

- Да из 73 тысяч дойных коров останется 50 тысяч! - считает Юрий Мысков. - И хозяйства будут рушиться, ведь, чтобы покрыть убытки, нам приходится продавать земельные паи. Но как потом возрождать производство? Мы уже проходили аналогичную ситуацию с сахарной свеклой. Спохватились только тогда, когда все потеряли. Но в животноводстве наверстать упущенное будет еще труднее.

Хозяйствам невыгодно продавать литр молока дешевле девяти рублей. Но в мае-июне цена может упасть значительно ниже

Крестьяне бьют тревогу: если дойное стадо сократится, то к осени в регионе сложится дефицит молока. Закупочные цены поднимутся до 15-17 рублей за литр. Но из-за нехватки сырья переработчики будут активнее, чем прежде, использовать "порошок".

Кто снимает сливки

Чтобы остановить спад в отрасли, федеральное правительство призвало участников рынка договариваться о ценах на молоко.

По мнению производителей, необоснованные надбавки к стоимости есть на каждом этапе пути к прилавку. Литр сырого продается за 8-9 рублей, но розничная цена пакета - почти 30. Хозяйствам достается 30-40 процентов от этой суммы. Они требуют зафиксировать структуру ценообразования: производителям - не менее половины от конечной стоимости, переработчикам - не более четверти, торговцам - 10-15 процентов. Риски в сельском хозяйстве выше, чем в других отраслях. Поэтому, как рассуждают фермеры, цена продукции должна обеспечивать высокую рентабельность производства молока - до 15-25 процентов. В сфере переработки, по их мнению, она может составлять десять процентов, в торговле - и того ниже.

Крестьяне предлагают установить и минимальную среднегодовую стоимость сырья: 10 рублей за килограмм. Причем в этом их поддерживают чиновники:

- Заводы должны снизить затраты на переработку и за счет этого установить достойную закупочную цену. Иначе на рынке будет хаос, - говорит Николай Котолевский.

Директор молокозавода, трех молочных хозяйств и торгового дома Василий Остроушко уверен, что нынешняя ценовая цепочка построена вполне справедливо:

- Проблема - в стоимости сухого молока. Когда оно было дорогим, нам было выгоднее брать сырое. Бывало, платили за литр и 14-15 рублей. А сейчас порошок вдвое дешевле, и цены на сырое молоко стать выше не могут.

Переработчики доказывают: все зависит от спроса на продукты, а он падает. Что касается розничных цен, то в их росте, дескать, виноваты ретейлеры.

- Основная часть их наценки идет на компенсацию расходов - на бензин, зарплату персонала и прочих. Таким образом, рентабельность торговли молоком не столь велика, - возражает замруководителя департамента экономического развития региона Юрий Завьялов. - Мы следим за ценами на социально значимые товары. Торговые сети обязались не делать на них наценку выше десяти процентов. И в среднем добавляют к стоимости молока 7-15 процентов.

Продукт до востребования

По мнению чиновников, проблему ценообразования решит создание Молочного союза, в который могут войти представители власти, переработчики и производители. Правда, последние относятся к этой идее скептически. Тот же Василий Остроушко полагает, что производителям остается лишь сокращать издержки:

- Чистая себестоимость молока - 7,6 рубля, еще до 5-6 рублей приходится на амортизацию фондов. Другими словами, если хозяйство закупает за рубежом скот и технологии, ставит в коровниках пластиковые окна, то выгоды, конечно, не будет!

Однако Николай Котолевский настаивает:

- Разве нормально, что мы кормим коров "с колес", доим в ведра и не используем охладители? Пора обеспечивать равномерное производство сырья в течение года.

В качестве одной из мер поддержки крестьяне просят дотировать производство молока, как это делается в некоторых соседних регионах:

- Иначе нереально работать! - сетует глава предприятия из Бутурлиновского района Александр Евстратов. - Или давайте введем дотации на приобретение комбикормов, заморозим процентную ставку по кредитам... Год назад мы взяли кредит под инвестпроект. Теперь ставка растет, "съедая" остатки рентабельности.

Впрочем, хозяйства и сейчас могут получать определенные субсидии из областного бюджета. Например, на поддержку племенного животноводства или возмещение части затрат по уплате кредитов. Кроме того, государство обещало провести интервенции по сухому молоку, но их механизм пока не определен. К тому же незаменимый зимой "порошок" стали меньше покупать. Чтобы поднять спрос, Российский союз предприятий молочной отрасли предлагает заменить термин "молочный напиток" на "восстановленное молоко".

Пока этот вопрос обсуждается, губернатор региона Алексей Гордеев попросил руководство одного из крупных заводов приобретать излишки сырья - 15-16 тонн в сутки. Другой холдинг будет перерабатывать "невостребованное" молоко в сыры и замороженный творог.

Оригинальные способы решения проблемы сбыта приходится применять и мелким хозяйствам. Некоторые из них стали разливать молоко в пластиковые бутылки и развозить по воронежским мини-рынкам. Отметим, что спрос на такой продукт есть.

Прямая речь

Виктор Донской, председатель областного агропромышленного союза товаропроизводителей:

- Надо предоставлять хозяйствам отсрочки по кредитам и регулировать цены на продукцию. А отраслевые союзы - "сахарные", "мясные" - мы уже создавали, и все они развалились.

Алексей Криворученко, директор регионального филиала торговой сети:

- Мы работаем только с местными поставщиками молочной продукции и платежи не задерживаем. Готовы брать и больше товара. Для этого надо расширять сеть, но главы районов против, лоббируя интересы местных магазинчиков.

Игорь Джавадов, директор спецхоза:

- Наши цены на молоко значительно выше, чем в других государствах. В некоторых странах в молочном производстве не взимается НДС (у нас - 10 процентов). В Великобритании, США и Бразилии законодательно установлено, что производитель молока получает не менее половины от его розничной цены.

Кстати

В регионе молоко производят 206 предприятий, перерабатывают - 40. Согласно маркетинговым исследованиям, с начала 2009 года воронежцы стали покупать меньше молока - на 5 процентов, кефира и сыров - на 10, йогуртов - на 25.