Больше года радиостанции не осуществляли выплаты за использование объектов смежных прав. Тем самым они фактически протестовали против высокого процента отчислений. Теперь эта сложная ситуация наконец близка к разрешению.
Практика отчислений авторам произведения на российских радиостанциях существовала и прежде. Более того, те FM-станции, которые были ориентированы именно на "музыкальное" и не на "разговорное" радио, предварительно даже закладывали проценты отчислений по смежным правам в бюджет на стадии утверждения проекта. А ведущим, которые приглашали в эфир певцов, или их администраторам приходилось потом заполнять особые "рапортички", где указывались авторы прозвучавших во время беседы хитов. Продюсер Алены Апиной и соорганизатор рок-фестивалей "Эммауса" и "Нашествия" Александр Иратов однажды с улыбкой изумился: "Да что же это такое? Мы, продюсеры, платим авторам за песни, еще и радиостанции платят за песни... Кто же будет платить самим исполнителям?!"
Сбором отчислений по смежным правам ныне занимаются несколько десятков организаций. Наиболее влиятельная в сфере радиобизнеса - Российская академия радио, которая представляет интересы многих радиостанций и крупных радиохолдингов. Именно РАР, управляющая ныне каталогом из 388 тысяч произведений, смогла прийти к новому важному соглашению с некоммерческим партнерством по управлению имущественными смежными правами "Равноправный фонографический альянс" и тем самым начать способствовать разрешению сложной ситуации.
Ведь прежде максимальная ставка вознаграждения за использование объектов смежных прав составляла 3%. И сумма при этом набегала довольно внушительная. С начала 2008 года радиостанции перестали платить за использование объектов смежных прав. Согласно данным генерального директора некоммерческого партнерства по управлению имущественными смежными правами "Равноправный фонографический альянс" Петра Поройкова, если бы прежние условия сохранились, те обязаны были бы выплатить около 70 миллионов рублей. Новое соглашение между РАР и РФА скорректировано с условиями времени, в том числе и с кризисом, который коснулся и радиобизнеса. И теперь ставка вознаграждения за использование объектов смежных прав составит уже максимально 1,4 процента. Президент Российской академии радио и Вещательной корпорации "Проф-Медиа" Александр Варин, впрочем, уточняет, что протокол носит рекомендательный характер и теперь каждому из участников РАР предстоит заключать по смежным правам свой собственный договор.
Константин Меладзе, композитор и поэт, автор песен Валерия Меладзе, "ВИА Гра", Анастасии Приходько и других:
- Огорчит ли меня уменьшение отчислений по смежным правам от радиостанций? Вы знаете, последние три-четыре года я получаю очень приличные гонорары, поскольку уже много чего написал. И с каждым годом мои гонорары растут - наверное, оттого, что я пишу все больше музыки и у меня все больше различных проектов. Я понимаю сложности радиостанций в кризис. Да, пока процент отчислений снизится. Но я по большому счету в творчестве деньги не считаю и авторские не отслеживаю, мне важно быть все время в работе и писать востребованные, нужные людям песни, те, которые они слушают и заказывают в концертах по заявкам на радио.