Чикаго и Токио - фавориты в борьбе за право проведения Олимпиады-2016

Кто из этой четверки примет Игры, станет ясно 2 октября после закрытого голосования на Олимпийском конгрессе в столице Дании. А пока в кандидатах - четверо.

Одна из важнейших репетиций представления всех достоинств претендентов прошла на конгрессе Международной ассоциации спортивной прессы (АИПС) в Милане, собравшем ведущих спортивных журналистов из 110 стран.

Спортивные репортеры - публика строгая. От них во многом зависит, как воспримут город-кандидат читатели, среди которых и 115 голосующих членов МОК. Напомним, что преимущество нашего Сочи впервые обозначилось как раз после удачной презентации кандидатуры на конгрессе АИПС-2007 в австрийском Брегенце. И здесь, в Милане, тоже наметились лидеры.

Синатре поможет Обама

Вся американская презентация проходила под знаком этих двух персонажей: легендарного певца, боготворившего Чикаго, и нового президента, старающегося, по словам руководителей "Заявочного комитета Чикаго-2016", вновь пригласить Игры в Америку. Вот это "вновь" - слабейшее звено в заявке. США, как никакая иная страна, принимают Олимпийские игры с частотой неимоверной. Последние для себя летние в Атланте в 1996-м и неудачные зимние в Солт-Лейк-Сити в 2002-м.

Зато Обама, на удивление многим, оказался и завзятым спортсменом. Он уже открыл в Белом доме специальный "Олимпийский офис", из которого вся информация о продвижении заявки идет ему лично, напрямую. И если дела у Чикаго будут обстоять в октябре столь же относительно благоприятно, как сегодня, то президент Барак Обама, как поведали по секрету знакомые американцы, собирается сам приехать в Копенгаген. Подобные поездки первых лиц обычно совсем не бесполезны. Тогдашний премьер Великобритании Тони Блэр буквально вырвал летние Игры-2012 для не готового для их проведения Лондона. Тони ловко переиграл президента Франции Жака Ширака, чересчур уверенного в победе действительно отлично подготовившегося к Олимпиаде Парижа. Фактор первого лица элегантно использовал в 2007-м в далекой Гватемале президент России Владимир Путин. Буквально накануне голосования он, беседуя с членами МОК, сумел склонить сомневавшихся на свою сторону. Американскому президенту с его харизмой остается только воспользоваться опытом предшественников.

Сейчас американцы, деликатно обходя тему кризиса, воюют за Игры под привлекательным и не слишком типичным для них лозунгом "Пусть сияет дружба". Публику убеждают: и в трудной для мира момент не растерявшие богатств Штаты готовы вложить в Чикаго больше, чем другие. Свои возможности с присущей им "скромностью" называют "бесконечными". А, привезя с собой на презентацию темнокожего чемпиона Игр-2008 в десятиборье Клея, умело "ударили" и по устроившим ему овацию африканцам. Клей, пусть и путаясь в сложном английском языке, рассказал, как здорово сейчас живется в Штатах и как ему, мальчишке из небогатой семьи, удалось стать, выбиться, добиться. Неистребимо искренняя косноязычность чемпиона даже прибавляла достоверности.

Рядом с нами сидела старая знакомая - знаменитая американская чемпионка по плаванию и первая женщина - спортивный телекомментатор Дона де Варона, работающая на заявочный комитет. Так знали б вы, с каким вниманием слушала она наши замечания о презентации. Уверены, к ним прислушаются.

В Токио соскучились по Играм

Выдадим маленький секрет: заявку японцам помогают готовить эксперты, успешно поработавшие с Сочи. Знаем их даже по именам. И Токио, тактично напомнив, что Япония остается второй по экономической мощи мировой державой, сделал упор на уже сегодня очевидную готовность к проведению Игр, наличие современных спортсооружений и, конечно, на традиционное гостеприимство. Объекты расположены компактно, многое уже не только построено, но и опробовано. И не надо бояться: когда мир в кризисе, ему нужен надежный партнер, коим и является Токио, принимавший Олимпиаду аж в далеком 1964-м...

Единственной серьезной помехой является язык. Любой, кроме родного, дается технически так продвинутым японцам жутко туго. И выступавшие на презентации это, увы, подтвердили.

Поверят ли жителям островов на слово в том, что они заговорят хотя бы по-английски и не устроят в городе вавилонского столпотворения? Должны...

Мадрид и Рио затаились

Менее убедительными выглядели испанцы и бразильцы. Впрочем, Рио из-за приезда в город как раз в те дни оценочной комиссии МОК ограничился фильмом и присылкой энергичного гонца с не совсем типичной для Бразилии фамилией Островский. Зато он, поляк по происхождению, знает все про нашего героического писателя и своего однофамильца Николая Островского. Но как город-кандидат Рио-де-Жанейро не убедил. Столица футбола и ежегодного карнавала не столь часто проводила турниры по комплексным видам. Да и гигантские размеры его, которые по идее должны были бы впечатлить, скорее отпугивают. Места состязаний разбросаны так, что добраться до них будет в жаркие олимпийские денечки проблематично.

Нет, пусть уж Бразилия проводит в 2014-м мировое первенство по футболу. Здесь бразильцы будут в своей стихии.

Мадрид тоже не пообещал ничего выдающегося. Чересчур традиционная заявка, много обещаний, в которые еще нужно поверить, и знаменитый спортсмен Эстиарте. Готовы поспорить, что великого ватерполиста, давно повесившего плавки на гвоздь, помнят лишь редкие любители водного поло. Да и его речь, пусть пламенная, но на непонятном для большинства испанском, смутила многих.

И все же у Мадрида есть тайное оружие. Это почетный президент МОК испанский маркиз Хуан Антонио Самаранч. Из уважения к нему члены МОК могут дрогнуть и вопреки всему нажать как раз на нужную мадридцам кнопку.

Кстати

На выборный конгресс АИПС завезли те же миниатюрные электронные машинки для голосования, которыми пользуются в МОК для определения новой олимпийской столицы. В принципе машинка простая, однако на конгрессе в Милане она дала технический сбой. На пять мест вице-президентов активнейшие спортивные репортеры выдвинули 12 (!) кандидатов из разных стран. И техника не выдержала, не сумела подсчитать все голоса. Пришлось переголосовывать и переголосовывать. И хотя городов - кандидатов в олимпийцы всего четыре, о капризной технике надо будет помнить и на Олимпийском конгрессе в Копенгагене.