В 2009 году продажи компьютеров во всем мире снизятся на рекордные 11,9 процента

По данным аналитической компании Gartner, в 2009 году продажи персональных компьютеров во всем мире снизятся на рекордные 11,9 процента и составят 257 миллионов единиц.

"ПК-индустрия столкнулась с экстраординарными условиями: продолжается ослабление глобальной экономики, пользователи растягивают срок жизни своих компьютеров, а поставщики стали очень осторожными", - говорит директор по исследованиям компании Gartner Джордж Шиффлер.

Нынешнее снижение объема продаж персональных компьютеров будет самым серьезным с 2001 года, когда продажи уменьшились на 3,2 процента. Пострадают и развивающиеся, и зрелые рынки: на 10,4 процента сузятся первые и на 13 процентов - вторые. Продажи настольных компьютеров упадут на 31,9 процента - до 101,4 миллиона штук.

Не во всех сегментах рынка, однако, дела обстоят столь плохо. Мировые поставки портативных ПК, как ожидается, вырастут на 9 процентов по сравнению с 2008 годом и составят 155,6 миллиона единиц. Рост поставок портативных компьютеров, считают аналитики, произойдет в основном благодаря популярности нетбуков, хотя доля этих устройств на рынке ПК в 2009 году составит лишь 8 процентов. Ожидается, что в нынешнем году будет продан 21 миллион нетбуков, что почти вдвое больше, чем в 2008 году (11,7 миллиона ). Если не принимать в расчет нетбуки, то продажи портативных ПК увеличатся лишь на 2,7 процента.

В то время как продажи ПК в мировом масштабе достигли дна и начали восстанавливаться, российская компьютерная розница по-прежнему остается в эпицентре кризиса. Первый квартал 2009 года показал, что до магазинов не дошел каждый четвертый покупатель. Потребительский спрос на компьютерную технику рухнул на 25-30 процентов.

С января по март включительно объем отгрузок компьютеров в Россию составил 1,2 миллиона штук. Это на 46,8 процента меньше, чем в первом, и на 22,3 процента - чем в четвертом квартале 2008 года.

Наибольшее падение продаж, согласно статистике Gartner, зафиксировано в корпоративном сегменте: здесь поставки сократились сразу на 49 процентов по сравнению с показателем за первый квартал прошлого года, составив 914 тысяч единиц. Домашние пользователи в течение первых трех месяцев года раскупили 313,8 тысячи ПК, что на 39,2 процента меньше результата аналогичного прошлогоднего периода.

По прогнозам компании IDC, российский рынок компьютерного ритейла в этом году сократится на 17,4 процента. Российские эксперты, однако, в своих прогнозах куда пессимистичнее. Эксперт компании "Белый ветер - ЦИФРОВОЙ" Андрей Терляков прогнозирует снижение продаж примерно на 20 процентов. А Антон Пантелеев из "Эльдорадо" считает, что продажи могут упасть на 25-30 процентов по сравнению с показателями прошлого года. Какой из сегментов - настольные ПК или ноутбуки - "просядет" в большей степени, покажет будущее. Но если учитывать мировой опыт, то, скорее всего, наименее пострадает от кризиса сектор нетбуков.

В прошлом году в России доля нетбуков на рынке ноутбуков выросла в разы. По словам аналитика IDC Зарины Камытбаевой, доля нетбуков на рынке ноутбуков во втором квартале 2008 года составляла около 6 процентов, а в третьем она достигла уже 19 процентов.

Однако, по мнению аналитика MForum Дмитрия Деева, рост объемов продаж нетбуков никак не скажется на объемах продаж ноутбуков. Кому-то надо мощную машину, чтобы играть в современные игры, смотреть кино, слушать музыку, а кому-то достаточно и небольшой электронной книги с Интернетом. Это подтверждают данные первого квартала. В сети "Эльдорадо", например, наибольшим интересом пользуются десктопы и дешевые ноутбуки.

Пик спроса на нетбуки, пришедшийся на конец 2008 года, спустя пару месяцев сменился уверенным спадом. Причин две - повышение цен из-за роста курса доллара и потеря привлекательности нетбуков в глазах покупателей по сравнению с ноутбуками, считают ритейлеры.

Словом, от нетбуков фокус покупательского интереса постепенно опять смещается в сторону дешевых десктопов и ноутбуков. Российский тренд не совпал с общемировым.

Подводит компьютерный ритейл, выбранная им стратегия быстрой экспансии, предполагающая значительные инвестиции в развитие, инфраструктуру, маркетинг, сделки слияний и поглощений. Инвестиции осуществлялись, как правило, на заемные средства. Дмитрий Виноградов из компании Merlion отмечает, что уменьшение объемов кредитования ударило по компьютерной рознице с двух сторон: "Практически до нуля уменьшились продажи техники в кредит и одновременно уменьшились объемы кредитования компаний, что сократило финансовые ресурсы на ведение операционной деятельности".

Лучшую выживаемость демонстрируют средние и малые компании, уделявшие должное внимание своей рентабельности и старавшиеся работать преимущественно на собственном капитале и площадях. Но и они, ориентируясь на неутешительные аналитические прогнозы до конца года, оптимизируют бизнес. Это означает закрытие магазинов, сокращение персонала, пересмотр ассортимента, отказ от низкомаржинальных направлений. Для всего IT-рынка первые кварталы 2009 года проходят в условиях снижения издержек. Игроки сворачивают долгосрочные проекты, переходят на квартальное планирование, начинают жить в режиме жесткой экономии.

Падение поставок персональных компьютеров на российский рынок в 1 квартале 2009 года