Минимальная цена авто для льготного кредитования будет увеличена до 600 тысяч рублей
До окончания программы льготного автокредитования остается чуть более семи месяцев. Она стартовала в апреле, но пока так и не заработала в полную силу. Для того чтобы переломить ситуацию, минпромторг предполагает повысить планку максимальной цены авто с 350 до 600 тысяч рублей и внести в программу некоторые коррективы.
Это уже вторая серьезная инициатива минпромторга по расширению господдержки отечественного автопрома. Около недели назад было предложено внести в список льготной доставки на Дальний Восток коммерческие микроавтобусы и "газели", как это уже сделано для легковушек.
А теперь решено расширить и ценовой ряд легковых авто, подпадающих под льготное автокредитование. Как отмечают эксперты, минимальная стоимость самых востребованных авто, особенно иностранных марок, зашкаливает за 350 тысяч рублей. Теперь это ограничение предложено снять. Причем в льготном режиме могут разрешить покупать не только легковые автомобили, но и коммерческий транспорт. В министерстве "РГ" сообщили, что проект постановления правительства уже разослан на согласование в минфин и другие ведомства. И в течение двух недель может быть рассмотрен министрами. Если документ будет принят, то, как заявляют в минпромторге, "количество реализуемых автомобилей отечественного производства увеличится, что позволит загрузить производственные мощности и уменьшит риск сокращения рабочих мест в автомобильной промышленности и смежных отраслях".
Напомним, что сейчас при оформлении в этом году кредита на машину стоимостью до 350 тысяч рублей и сроком оплаты до 31 декабря 2011 года государство обещает оплачивать заемщикам значительную часть процентной ставки. "Бонус" составляет две трети ставки рефинансирования ЦБ, на данный момент это 8 процентов.
Теперь список из 30 моделей субсидируемых государством автомобилей может значительно расшириться за счет более дорогих иномарок, остающихся пока "за бортом" программы. О каких именно марках машин идет речь, пока точно неизвестно, это еще обсуждается. Однако Ford Focus, который вошел в нынешний официальный перечень, но выбивался своей "сверхценой" в 400 тысяч рублей, теперь уже точно будет доступен при льготной покупке в кредит. Как и компактный седан Volkswagen Jetta, который был исключен из программы, поскольку из-за своей дороговизны тоже не вписывался в ценовой лимит.
Не исключено, что при подготовке нового перечня будут учтены замечания Федеральной антимонопольной службы в адрес минпромторга по более "справедливым критериям" отбора производителей автомобилей. Антимонопольщиков в данном случае поддерживает бизнес. По словам директора аналитического агентства "Автостат" Сергея Целикова, самое разумное, что может сделать государство для поддержки покупательского спроса и отечественного автопрома, это включить в программу льготного кредитования все без исключения автомобили иностранных брендов, которые производятся в России. А это и таганрогская Hyundai Accent и Hyundai Sonata стоимостью, кстати, до 350 тысяч рублей. И авто, собираемые в особой экономической зоне в Калининграде, и десятки других моделей, пользующихся повышенным интересом российских покупателей. Пропустит ли минфин такое расширение списка льготников? В бюджете на 2009 год на субсидии автокредитов, напомним, выделено всего 2 миллиарда рублей, и их явно не хватит, если покупатели отзовутся на новые инициативы.
В документе, кстати, предусмотрено еще одно важное для нынешних трудных времен послабление - снижение обязательного первоначального взноса при покупке авто в кредит с нынешних 30 до 15 процентов от стоимости автомобиля. Так что если вы собираетесь купить авто за 350 тысяч, то предоплата составит чуть более 50 тысяч. Также предлагается отменить ограничение по срокам выплаты кредитов до 31 декабря 2011 года, теперь время выплаты кредита не должно превышать 36 месяцев. То есть если вы приобретете авто в декабре 2009 года, то расплачиваться сможете не до 2011 года, а в течение трех лет.
Как отмечают в министерстве, среди важных предложений и расширение списка банков, которые смогут выдавать дешевые авто кредиты физлицам. Теперь к программе смогут подключиться банки, собственный капитал которых на 1 апреля 2009 года составлял не менее 70 миллиардов рублей. До сих пор кредитовать население могли только три госбанка - Сбербанк, Россельхозбанк и ВТБ. Пока же, по данным ведомства, за месяц действия программы физическим лицам банками было выдано всего 5498 льготных авто кредитов, а заявок поступило почти 15 тысяч. Теперь этот процесс может пойти значительно быстрее. В банках, кстати, уверяют, что программа пользуется успехом. Пока в большинстве случаев клиенты берут деньги на приобретение "ВАЗов".