Правительство РФ планирует в ближайшие два года создать единый информационно-торговый центр вагонов для взаимодействия между операторами подвижного состава, иначе говоря, биржу. Об этом идет речь в программе по развитию конкуренции, обнародованной вчера на правительственном сайте.
"Операторы подвижного состава смогут заключать контракты по обмену вагонами, что позволит выстроить более эффективную логистику перевозок", - говорится в документе. С появлением частного подвижного состава перед РЖД встала задача создания конкурентной среды, чтобы государственные компании не получали преференций перед полугосударственными или частными. При этом остается и проблема организации движения вагонов, принадлежащих разным владельцам. Уже сейчас парк вагонов частных операторов насчитывает 386 тысяч единиц. У "дочек" РЖД и у самой госкомпании их больше, примерно, на 150 тысяч. Необходимость создания структуры по управлению всем парком подтверждает и руководство РЖД, которое и станет владельцем биржи. Кстати, для установления справедливых правил игры предполагается разработать и единую методику расчета тарифа на использование подвижного состава разных перевозчиков.
В дальнейшем не исключено поэтапное прекращение госрегулирования на грузовые перевозки в конкурентных секторах и формирование тарифных условий для заключения долгосрочных договоров.
Пока же в правительстве ждут от минэкономразвития, минпромторга, минтранса, ФАС и ФСТ в июне этого года докладов о возможности создания биржи вагонов. Предполагается, что она начнет работать, когда в следующем году на рынке грузовых перевозок заработают две конкурирующие государственные грузовые компании.