Первые итоги работы сети общественных приемных Владимира Путина подвели вчера в штаб-квартире "Единой России". За восемь месяцев в партию обратились более 160 тыс. граждан, причем 121 ответ Путин подписал лично.
- В нашей работе не должно быть ничего виртуального, - волновался куратор сети общественных приемных Михаил Бабич.
Напомним, что после того, как Владимир Путин весной прошлого года возглавил "Единую Россию", общественные приемные партии стали преобразовываться в приемные председателя "единороссов". В итоге появилась четкая вертикаль: есть комиссия при президиуме генсовета, которую возглавляет Михаил Бабич, есть центральная общественная приемная при штаб-квартире при председателе партии, затем 83 региональных приемных и две с половиной тысячи местных. В приемных работают депутаты-"единороссы" вместе со специалистами (юристами, психологами), и, по словам Бабича, даже если партийцы не могут дать положительный ответ, то обязательно дадут консультацию и письменный обоснованный ответ. Обычный срок рассмотрения обращения - месяц.
Официально приемные начали работать с июля-августа, но фактически граждане пошли туда примерно с ноября. Всего с августа 2008 по апрель 2009 года обратились 146 333 гражданина, причем 102 308 пришли лично, а 44 025 - написали. Правда, Бабич считает, что поскольку точной статистики за май еще нет, то можно пока говорить примерно о 160 тысячах обратившихся. Больше всего в приемные приходит пенсионеров (57%) и тех, кому больше 55 лет. Безработных пока немного, всего 5,5 %, хотя Бабич заметил, что из-за проблем с трудоустройством и занятостью стали чаще обращаться, начиная примерно с апреля. 27,8% визитеров в приемные - работающие, а вот учащиеся и студенты составляют всего 0,7% (эта возрастная группа действительно редко заглядывает - тех, кому младше 35 лет, среди обратившихся всего 10,9%).
Что касается тем, то больше всего пишут о вопросах жилья и ЖКХ - 34%, еще беспокоятся насчет социального обеспечения (пенсии, компенсации) - 15%, по проблемам труда и зарплат (например, погашение кредитов безработными, принуждение к увольнению) - 12%, жалуются на судебную систему, прокуратуру и милицию - 9%, и 5% обращаются по поводу медицинских вопросов. "Основной критерий эффективности приемной, - поясняет Бабич, - количество положительно решенных вопросов". Он показал несколько обращений. Надо сказать, что самое сильное впечатление оставила жалоба на необходимость ремонта канализационного стояка в подъезде одного провинциального городка. Вопрос был решен - свидетельствовало ответное письмо, подписанное первым заместителем мэра.
Раз в месяц обращения сортируют и показывают Владимиру Путину. Докладывают ему, если проблема касается значительного числа граждан или если нужно внести изменения в региональное законодательство, подписанных лично председателем партии - 121 обращение. "Это, как правило, вопросы острые, - пояснил Бабич, - или когда вопрос касается жизни или смерти".
Понятно, что сам премьер не может лично отсмотреть все обращения, и для удобства его и остального руководства партии (а может быть, и для улучшения контроля за регионалами) "единороссы" сделали электронную информационно-аналитическую систему "Обращения граждан". Там собрана вся база данных по обращениям граждан за прошедшие восемь месяцев, а сейчас система работает даже в режиме онлайн.
Проблема в том, что система эта существует только для внутрипартийного пользования. Бабич пояснил, что логин и пароль, необходимый для входа в систему, есть у пресс-секретаря премьера Дмитрия Пескова, но затруднился ответить, как часто ею пользовался сам Владимир Путин. Секретарь регионального отделения может отсматривать базу данных только по своему региону.
Разработка системы обошлась партии примерно в два миллиона рублей. Правда, в течение двух ближайших месяцев ее еще будут отлаживать.