Эвакуация машин, оставленных в неположенном месте, уже осенью может стать платной
Эвакуация автотранспортных средств, оставленных в неположенном месте, уже осенью может стать платной.
К этому времени МВД России, выступившее с предложением внести такое изменение в КоАП, надеется получить поддержку в регионах, правительстве РФ, а затем и у депутатов Госдумы.
Эксперты предсказывают: новшество ударит прежде всего по карману москвичей, так как сейчас за вывоз неправильно припаркованных авто платит столичный бюджет. А в других регионах эвакуации пока, по сути, просто нет.
Все уже когда-то было
Принудительная эвакуация машин началась в столице в 1995 году. Многие горожане наверняка помнят, какой бурный протест она вызвала тогда у автолюбителей. Под флагом защиты ущемленных прав они дошли до Верховного суда РФ. И добились своего: в 1997 году эту меру отменили в связи с тем, что она не была предусмотрена ни одним законом.
Правда, вскоре это "белое пятно" в законодательстве было ликвидировано: Госдума внесла изменение в КоАП, разрешившее эвакуацию. Перечень из 12 нарушений Правил дорожного движения, которые могут караться таким образом, был утвержден постановлением правительства РФ. Для того чтобы в 2003 году этот документ появился, потребовалось шесть лет. Установление порядка оплаты эвакуации российское правительство отдало на откуп местным властям.
Москва взяла на себя все расходы не сразу. Сначала городские власти попытались привлечь для вывоза неправильно припаркованных машин коммерческие фирмы. Но это породило еще больший скандал. Дело в том, что в погоне за заработками эвакуаторщики не особенно разбирались, правильно ли припаркован автомобиль, там он стоит или не там... Хватали всех подряд.
Поток жалоб вынудил Юрия Лужкова исключить коммерческую составляющую из этой работы. В итоге была создана Городская служба перемещения транспортных средств.
Ее содержание обходится бюджету столицы в 700 миллионов рублей в год. Зато москвичи даже не заметили последних изменений в КоАП, вступивших в силу с 1 июля 2008 года: эвакуация машины и первые сутки ее хранения на штрафстоянке стали бесплатными по всей стране. В столице же эта норма действовала уже с 2005 года.
Она вполне устраивает москвичей, так как не посягает на их карман: большая часть горожан забирает эвакуированные авто именно в течение первых суток. А для города наличие службы, финансируемой из бюджета, это еще и дополнительный инструмент в борьбе с пробками на дорогах.
- Именно наши эвакуаторы перемещают зимой стоящие на улицах города машины с одной стороны на другую на время уборки от снега или летом, когда начинается ремонт дорог, - рассказала корреспонденту "РГ" пресс-секретарь Городской службы перемещения транспортных средств Баирта Китинова. - Они же приходят на помощь и в случае разных ЧП на магистралях. Так было, например, во время недавнего взрыва газопровода на улице Озерной, когда для ликвидации аварии потребовалось за короткое время вывезти более 100 автомобилей.
В обычные дни работы у эвакуаторов тоже немало - до 30 обращений в день поступает только от "Мосгортранса" с просьбой помочь освободить для общественного транспорта дорогу, перегороженную чьим-то небрежно брошеным авто. Поэтому даже в кризисном 2009 году службе перемещения транспортных средств - одной из немногих городских организаций финансирование не урезали.
Дважды наступить на те же грабли?
Спрашивается, зачем же МВД вновь пытается залезть в кошелек автовладельцев, заставив их самих платить за эвакуацию машин?
- Москва - исключение, - пояснил корреспонденту зам. начальника департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД России Владимир Кузин. - У других регионов денег в бюджетах нет. Поэтому после того как вывоз машин и первые сутки хранения объявили бесплатными и никто не сказал, за чей счет теперь это должно осуществляться, большинство краев и областей на эвакуации просто поставили крест. Но ведь потребность в освобождении дорог имеется не только в Москве!
Посчитали, в какую сумму может вылиться создание службы, аналогичной столичной. Получилось, что только на организацию штрафных автостоянок и закупку техники для них требуется 14 миллиардов рублей. Еще 10 миллиардов - на их содержание. Ни в федеральном, ни в местных бюджетах таких средств нет. Вот и получается, что возложить оплату эвакуируемых автомобилей на владельцев, по сути, единственный выход.
Разослали предложение на этот счет по федеральным ведомствам и субъектам Федерации. Ответы в данный момент пришли примерно от половины администраций краев и областей - большая часть поддержала эту инициативу. Москва пока молчит. Судя по всему, в разных ветвях власти столицы просто еще не пришли к единому мнению.
"Конечно, пусть платит нарушитель, - считает, например, председатель Московской городской Думы Владимир Платонов. - Это даже не наказание, а просто компенсация расходов, которые несет бюджет столицы за его неправомерные действия".
Держатель бюджета - министр финансов правительства Москвы Юрий Коростелев выразился осторожнее: "Идея освободить бюджет от одной из статей расхода, конечно же, привлекательна. Но я сначала бы как следует взвесил, чем это обернется на дорогах?"
Стоянка запрещена везде
Ничем хорошим для автовладельцев это не обернется, уверены эксперты. Ведь уже сейчас в городе поставить машину практически негде. Заметили, как много в последнее время по всей Москве появилось знаков "Стоянка запрещена" и "Остановка запрещена"? Случилось же это после того, как Юрий Лужков объявил: все парковки в Москве - бесплатные. Ну а раз нельзя деньги взять в виде платы за парковку, то возьмем их в виде штрафа, рассудили, видимо, некоторые сотрудники ГИБДД. Недаром же чуть не возле каждой из парковок висит знак с красным крестом, а поблизости от него дежурит машина с синей полосой.
Сделают эвакуацию платной, глядишь, к осени еще одна статья доходов появится у сотрудников ГИБДД, без которых машину никогда не увозят. Ведь и тогда, в 2000-е, когда Москва прикрыла зарабатывание на вывозе машин, они очень дружно работали в связке с коммерсантами. Недостатка в коммерческих фирмах, предлагающих свои услуги по эвакуации автомобиля, в городе нет. Но пока они вынуждены довольствоваться лишь вывозом неисправных авто по просьбе автовладельцев. О том, насколько этот бизнес прибыльный и сейчас, можно судить хотя бы по маркам эвакуаторов, с помощью которых они оказывают эту услугу: сплошь грузовики самых раскрученных западных фирм. А уж какая конкуренция между ними начнется, если снова позволят платный вывоз неправильно припаркованных машин! Это же аксиома: если штраф кому-то выгоден, то всегда найдется способ превратить его в способ заработать.
Сколько будет стоить эвакуация, в МВД предпочитают пока не говорить. Но предположить это нетрудно:
- транспортировка машин у коммерсантов в пределах столицы - от 1700 до 2100 рублей;
- за МКАД - 35 рублей за километр.
Сегодня перемещение транспортных средств и первые сутки хранения на спецстоянке бесплатны. В последующие два дня:
- плата за хранение транспортного средства - 40 рублей в час;
- хранение машины свыше трех суток - 80 рублей в час.
Узнать о местонахождении эвакуированного автомобиля можно по тел.: 504-17-24 (круглосуточно).
"Горячая линия", по которой можно пожаловаться при возникновении претензий к процедуре перемещения авто,
тел.: 8 (495) 518-33-83.