Борис Грызлов: Нам нужна глобальная конкурентоспособность несырьевых отраслей экономики

2009 год в России, как и в других странах мира, стал годом масштабных антикризисных действий. Принципиально важно, что мы решили совместить антикризисную работу с достижением стратегических целей.

На этом основана Программа антикризисных мер правительства и все предложения партии "Единая Россия", вошедшие в Программу и сформулированные в развитии Программы. Тот же самый принцип должен стать базовым для всех органов власти. Он должен быть отражен в работе каждого руководителя - не только федерального, но и регионального, и муниципального уровня. И одна из важнейших задач партии "Единая Россия" - обеспечить согласованность общих действий.

Для нас неприемлем подход, согласно которому мы имеем дело с "обычным" кризисом, отличающимся от предыдущих разве что масштабом. Нынешний кризис прежде всего не похож даже на Великую депрессию, с которой его чаще всего сравнивают. И самое главное - для России было бы особенно опасно выстраивать свою политику, исходя из того, что это "обычный кризис". Ведь под этим обычно подразумевается, что достаточно исправить некоторую несбалансированность предшествующего развития финансовых рынков, устранить непосредственные причины обвала, и все вернется к норме. Похоже, даже в нашей стране у некоторых возникает соблазн ограничиться факторами развития фондовых площадок. Это тоже важно, но главное не в этом.

На самом деле нашей стране предстоит изменить суть экономической системы - от сырьевой к инновационной. Поэтому нынешний период, который называют периодом кризиса для России, должен стать переходным периодом. Периодом перехода к новой структуре экономики, новому уровню развития, повышению роли нашей страны в мировой экономике.

Рецепты "ждать и ничего не делать" не могут привести ни к чему, кроме отставания на долгие годы. И те, кто считает, что "кризис все спишет", глубоко заблуждаются

Прежний подход к оценке развития мировой экономики дискредитирован, но еще далеко не списан в архив. Многие из тех экспертов, которые привыкли определять перспективы развития российской экономики по индексам заморских бирж, сегодня убеждают себя и других в том, что российская экономика выйдет на этап устойчивого роста только в том случае и тогда, если и когда этот устойчивый рост будет обеспечен во всем мире. От таких взглядов недалеко до рецептов "ждать и ничего не делать" - а такие рецепты не могут привести ни к чему, кроме отставания, отставания на долгие годы.

Другие обращают внимание на тот общий принцип, согласно которому экономическое развитие так или иначе выведет на вершину именно передовые, инновационные отрасли. Этот принцип в самом деле действует. Но если полагаться только на него, никто не сможет сказать, где именно будут расположены такие предприятия, какая страна выиграет от нового технологического прорыва и сможет воспользоваться новыми возможностями для повышения качества жизни. Мы хотим, чтобы такой страной была Россия, и именно поэтому выступаем за планирование развития.

Антикризисная работа должна внести свой вклад в решение трех важнейших проблем, обозначенных в Программе антикризисных мер: высокая зависимость от экспорта природных ресурсов; недостаточная конкурентоспособность несырьевых секторов; недостаточная развитость финансового сектора. Все поставленные ранее задачи, к решению которых мы приступили на уровне законодательства, на уровне формирования бюджета, на уровне постановки долгосрочных целей, не должны быть забыты. И те, кто считает, что "кризис все спишет", глубоко заблуждаются.

Так или иначе их необходимо решать. И единственный выбор сводится к следующему - или действовать сейчас, согласуя антикризисные меры со Стратегией-2020 и уже достигнутыми результатами, или, забыв об инфраструктурных проектах, о государственных инвестициях в развитие, начинать с нуля через несколько лет. "Единая Россия" не может рассматривать второй вариант как реальную альтернативу, но и в экспертном сообществе, и среди представителей бизнеса, и в кругу политических сил есть те, кто не видит проблем с этим вторым вариантом.

Высокая зависимость от экспорта природных ресурсов остается проблемой номер один для устойчивого развития российской экономики. Однако недостаточная конкурентоспособность несырьевых секторов - это не просто обратная сторона зависимости от экспорта нефти, газа и металлов. Нам нужны не только опережающие темпы роста несырьевого сектора - нам нужна глобальная конкурентоспособность этих отраслей. Это значит, что поддерживать надо именно тех, кто внедряет инновации, кто способен стать опорой новой экономики, кто способен успешно конкурировать не только на внутреннем, но и на внешнем рынке.

Проектов, нуждающихся в финансировании, всегда больше, чем финансовых средств. Важно сделать правильный выбор - и такой выбор должен быть сделан в пользу инновационной экономики. Первоочередным вопросом является обеспечение спроса на продукты интеллектуального труда - нельзя считать удовлетворительным, если российские изобретения, передовые российские технологии запускаются в массовое производство не в нашей стране, а за рубежом. Задача создания национальной инновационной системы, которая объединяет процессы создания, внедрения массового производства высокотехнологичных товаров, поставлена, и ослаблять внимание к ней под предлогом кризиса недопустимо ни в одной отрасли. В партии идет работа над законопроектами о развитии рынка интеллектуальной собственности, о национальной инновационной системе - научный потенциал страны должен быть востребован в первую очередь в отечественной экономике.

Недостаточная развитость финансового сектора страны общеизвестна: источники для своего развития отечественные предприятия искали за рубежом. Российский финансовый сектор явно не отвечал требованиям российского реального сектора. Такая зависимость от иностранного финансирования - и это более чем очевидно - представляет собой стратегическую угрозу. Мы учитываем это, работая над законопроектом о промышленном развитии. Что бы ни предпринималось для поддер жки российской экономики, без внутренних источников финансирования любой рост может быть остановлен. И очевидно, что такое решение, идущее в ущерб интересам России, может иметь не только собственно экономическую, но и политическую подоплеку. Если такая возможность повлиять на ситуацию в России будет в наличии, наши противники рано или поздно не преминут ею воспользоваться.

При этом развитие финансового сектора и инновационной экономики не должно сводиться к механизмам "виртуальной экономики", мало связанным с реальным производством. В отличие от надувания пузырей "виртуальной экономики", наша задача создания в стране финансового центра тесно связана с реальным производством. Среди многочисленных задач, требующих решения, - устранение той ненормальной ситуации, при которой даже уровень цен на российское сырье определяется в основном не в России, потому что торговля идет не здесь.

Развитие "виртуальной" экономики не способно решить проблему занятости. Проблемы занятости существуют не в безвоздушном пространстве - они привязаны к конкретным территориям. Одно дело, если человек может найти работу в своем городе, и совсем другое - если такой возможности нет. Многие предложения парламентской оппозиции сводятся к распределению поддержки без учета территориального фактора, без учета реальных потребностей отраслей. Может быть, для кого-то они способны звучать привлекательно - но только до того времени, пока они остаются предложениями. На практике они приведут только к новым виткам инфляции. Помощь принесет результаты, если она будет адресной. Но наряду с этим важно развивать общероссийский рынок труда, чтобы каждый гражданин России был уверен: расстояния не станут помехой для того, чтобы найти новую работу, и при этом уровень трудовых гарантий, социальных гарантий будет достойным.

Намечая направления территориального развития, важно понимать, что роль регионов не сводится к тому, чтобы быть объектами финансовой помощи. Субъекты Федерации должны стать участниками общей антикризисной работы. Именно в этом одна из главных задач, которую обязана решить "Единая Россия", опираясь на доверие избирателей, реализуя свои возможности в органах власти всех уровней, обеспечивая политическую ответственность власти перед гражданами.

Двигателями экономического развития способны стать конкретные региональные и межрегиональные проекты. Тот опыт, который будет получен в ходе реализации проекта "Урал промышленный - Урал Полярный", необходимо использовать в разных регионах России. Нужны инфраструктурные проекты, не только позволяющие обеспечить занятость, но и стимулирующие развитие других отраслей, всей российской экономики. И такие проекты у нас есть. Это развитие транспортных коридоров - в том числе развитие инфраструктуры Северного морского пути. Это проекты развития территорий Сибири и Дальнего Востока и многие другие.

Мы убеждены: успеха страна может добиться только тогда, когда четко ставит перед собой цели. Нет цели - нет результата. Страна, которая ни к чему не стремится, мало что приобретет в мировой конкуренции. Именно поэтому постановка среднесрочных и долгосрочных задач экономического и социального развития, на основе которых была сформирована Стратегия-2020, стала достижением первоочередного порядка. Эта практика получит дальнейшее развитие.