Выдающаяся волейболистка Ирина Кириллова не готова завершать карьеру игрока

Выдающаяся волейболистка рассказала "РГ", на кого старается походить во время матча

Год назад о ее возвращении многие говорили скептически. Указывали на непривычный для серьезной игры возраст, говоря, что, безусловно, "великая, но уже не та". Сейчас всем понятно: еще как та. Именно во многом благодаря 44-летней связующей "Динамо" и стало чемпионом России.

Наша встреча с Кирилловой состоялась еще на прошлой неделе, через два дня после пятого, победного матча финала с "Заречьем". Я резонно предположил, что увидимся не раньше обеда - гуляют, думаю, люди. Ошибался. Утром, за чашкой кофе. Пресс-атташе клуба предупредила: "Знай, не любит, когда опаздывают". Хороший урок молодым игрокам, которые хотят добиться хоть половины заслуг этой, без преувеличения, выдающейся волейболистки.

В плей-офф все плохо

Российская газета: В свой день рождения накануне пятого матча финала загадывали желание?

Ирина Кириллова: Нет. Как только я себе что-то говорю или убеждаю себя в какой-то мысли, так обязательно все случается наоборот. Особенно если произнесу это вслух, то все, пропало дело. В последнее время, когда меня спрашивали как дела, как команда, я все время отвечала, что все плохо. Люди которые меня знают, понимали, о чем идет речь, другие принимали за чистую монету.

РГ: И чем дальше по плей-офф, тем...

Кириллова: Да-да. Я все говорила, что соперник с каждым днем становится только лучше, а мы, наоборот, выглядим все хуже и хуже (улыбается).

РГ: Собой довольны?

Кириллова: Объективно воспринимала свои возможности, когда принимала решение о возвращении. И как видно, оказалась права. Знаю, что были люди, которые считали, что "у нее с головой не все в порядке". Мол, в таком возрасте уже никто не играет. Осенью, перед началом чемпионата, мне нечего было им ответить. Да и зачем? Никогда не стоит выяснять правду на бумаге. Необходимо все доказывать игрой. На площадке. Вот и все. Думаю, у меня получилось. Хотя, знаете, нельзя сказать, что выводы скептиков были такими уж необоснованными. Игроков моего возраста на самом деле не так много. Да еще возвращалась после паузы. Будь я на их месте, может, также рассуждала. Так или иначе время все расставило на свои места.

РГ: А в сезон как входили?

Кириллова: После травмы и операции. Знаю, что вначале мной были не очень довольны. Требовалось время. Поймите, никаких оправданий, просто я смотрю на все глазами специалиста. Стоило только попасть в ритм, и все пошло как надо. Многие почему-то считают, что если уж взяли в команду хорошего игрока, то тут же приобрели вместе с ним и волшебную палочку. Такая палочка лишь в сказочной "Золушке". Волейбол - это командная игра. И о каком бы игроке ни шла речь - всех столетий веков и народов - он один в поле не воин. Победа "Динамо" - это победа всего клуба. Я абсолютно ничего не стою без команды. Думаю, что и команда нуждалась во мне, как, впрочем, и в других игроках. За примерами далеко ходить не надо. Анна Матиенко, которая в плей-офф проводила на площадке не так много времени, во второй партии пятого матча выходит на паркет в тот момент, когда мы уступаем. В итоге ее два-три мяча стоят "золота".

РГ: Эта медаль наверняка займет особое место в вашей коллекции?

Кириллова: Признаться, я и не знаю, где у меня какие награды. Нет ни полочек, ни стен почета. Главное выиграть, а дадут, не дадут медаль, уже не особо важно. Если прийти к нам в гости, не зная, что хозяева волейболисты, никогда и не поймешь, что ты дома у спортсменов.

Не стесняюсь возраста

РГ: Вопрос о вашем возврате и его совместимости с профессиональным спортом за этот сезон услышали, наверное, раз 500. Новые ответы для журналистов не готовили?

Кириллова: Да нет. Ответ один, и, как мне кажется, он единственно правильный. Возраста своего я не стесняюсь. В нем есть как отрицательные, так и положительные стороны. Мои года, мое богатство.

РГ: А как же нагрузки? Более высокая подверженность травмам?

Кириллова: Думаю, это вопрос тренированности. Встречаются спортсмены, которые отыграли сезон и потом три месяца вообще ничего не делают. У меня такого не было ни в 18, ни сейчас в 44. В этом смысле я могу похвалиться. Даже когда просила того или иного тренера предоставить мне возможность приехать на сбор позже, всегда присоединялась к остальным едва ли не в лучшем физическом состоянии.

При моих годах скорее существует проблема изношенности. Все-таки я давно в спорте, и усталость, естественно, накапливается. Представьте, что вы сто миллионов раз открыли и закрыли дверь - конечно, она начнет скрипеть. Но если бережно и правильно относиться к здоровью, то свое присутствие в большом спорте можно продлить. Бережно, это не значит, что ничего нельзя. Просто все должно быть в меру. Как ни крути, а поддерживать себя в форме необходимо постоянно. Плюс, многое, безусловно, зависит от генетики. Тут мне повезло. Тем не менее еще раз повторю: как бы природа тебя не вознаградила здоровьем, талантом, за нее никогда нельзя прятаться. Это только 50 процентов успеха.

РГ: Что же вас заставляет снова идти на площадку, спортсменку выигравшую за свою карьеру все что только можно? Безумное желание играть, невозможность заниматься чем-то другим или, уж простите, но тоже не редкость, желание заработать?

Кириллова: Страшно люблю волейбол. В этом все дело. Здоровье позволяет. Так зачем отказываться. Я искренне считаю себя счастливым человеком, потому что занимаюсь тем делом, которое мне нравится. Получаю от него огромное удовольствие. Кроме того еще и зарабатываю. Но поймите правильно, бывают дни, когда все не так гладко. Однако желание и любовь к игре куда сильнее каких-то неприятных моментов. Потом, когда ты 30 лет занимаешься одним делом, тебе не так просто его оставить. Но вот ты все же уходишь, и тут появляется такой период, когда кажется, что наступил конец света. В принципе это нормально. Но очень важно найти себя после спорта. Есть много примеров несчастных судеб. Когда я закончила играть незадолго до рождения дочери, элементарно почувствовала себя ненужной. Всегда была такая динамичная жизнь, в которой и 24 часов в сутках не хватало. А тут все время неожиданно стало твоим. Но появилась Ника, я начала понимать, что нужна не только в волейболе.

Учусь у разведчиков

РГ: За свою жизнь встречали человека, который ценит волейбол еще больше, чем вы?

Кириллова: Джанни так обожает его, что... Но, уверяю вас, мы не одни такие (улыбается).

РГ: Чем отвлекаетесь от игры?

Кириллова: Люблю большой теннис, но, к сожалению, по ходу сезона на корт выходить нельзя - есть риск получить травму. Времени на самом деле не так много. Когда же оно есть, то хожу по музеям, иногда бываю на балете. Так как я "ребенок Советского Союза", то безумно люблю театры с нашими актерами старшего поколения. Из кино, с "семнадцатью мгновениями" для меня вообще ничего сравниться не может. Наверное, только "Однажды в Америке" с Робертом Де Ниро.

РГ: В цвете сейчас смотрели кино о главном советском разведчике?

Кириллова: Да, хотя первоначальный, черно-белый вариант, мне нравится больше. Но я настолько без ума от этого фильма, что готова его смотреть хоть в зеленом, хоть в оранжевом. Неловко признаваться, в актера Тихонова, как ровно и в его героя Штирлица, была влюблена. И представляете, примерно в 86 - 87 году мы совершенно случайно встретились в Ялте. Теперь у меня есть фотография с Вячеславом Тихоновым, и, как выяснилось, он большой любитель волейбола. При этом там же вообще шикарный подбор актеров, Табаков, Лановой, Евстигнеев, Броневой, Куравлев... Может, я не совсем объективна, так как не очень хорошо знакома с нашими молодыми актерами, но как тут можно сравнивать. За их игрой смотришь с открытым ртом, что порой даже сюжет уходит на второй план. А Штирлиц! Какое самообладание, какая выдержка. Мне бы очень хотелось и я стараюсь переносить эти качества на площадку.

РГ: Ира, у вас были моменты, когда вам хотелось забросить этот волейбол куда подальше и спокойно, скажем, знакомиться с творчеством любимых актеров?

Кириллова: Точно могу сказать, нет. Бывали волны усталости, однако я всегда знала, что они временные.

РГ: Я так понимаю и останавливаться вы пока не собираетесь?

Кириллова: Хочется играть. На это остается не так много времени.

РГ: Следующий сезон хотели бы провести в "Динамо"?

Кириллова: Скажем так: мне хотелось бы выиграть с "Динамо" Лигу чемпионов. Наконец привезти в Россию этот долгожданный трофей. Еще неплохо выиграть Кубок России.

Лошади не самолеты

РГ: Если позволите, то поговорим о национальной команде. Когда после Олимпиады в Пекине вы с Капрарой уходили из сборной, говорили, что нашим игрокам в первую очередь не хватает трудолюбия...

Кириллова: Это не единственная проблема. Во-первых, трудность состояла в том, что игроки намного больше времени проводят в своем клубе, нежели в сборной. Там совсем другой волейбол по сравнению с тем, который старались привить девушкам мы. Хочу напомнить, что когда Россия выиграла чемпионат мира в 2006-м, у нас на подготовку было шесть с половиной месяцев. Перед Олимпиадой только три-четыре. Разница существенная. Однако главная проблема, на мой взгляд, заключается... в завышенных зарплатах. Одно дело, когда игрок добивается определенного уровня, другое, когда ему с молодых лет начинают платить очень большие деньги. В итоге мы воспитываем капризного ребенка, который только и говорит "хочу, хочу, хочу". И получает. Потому что у родителя это есть. Вообще трудолюбие еще никому не мешало, и наши игроки в этом смысле не исключение. Когда девочка приходит в сборную после восьми месяцев в клубе, да совсем в иное понимание волейбола, да еще нет у нее особого желания, то в такой ситуации перевоспитать игрока практически невозможно.

РГ: Хотите сказать, что нашим волейболисткам не хватало желания играть под флагом своей страны?

Кириллова: Нет, разумеется, желание было. Но мало об этом просто говорить, нужно на площадке доказывать. Тренироваться, трудиться, лезть вперед. Без упорства никуда.

РГ: При этом ведь нынешнее поколение очень неплохое. Получается, есть риск его растерять и потом 15 лет восстанавливать свои позиции?

Кириллова: Я всегда говорила, что потенциалом, подобному нашему, не обладает ни одна другая сборная мира. Но есть еще знаете какой момент... Стоит открыться миру. Не стесняться учиться, не стесняться перенимать опыт, не стесняться признавать, что мы чего-то не умеем. Хватит жить прошлыми победами. Это не есть путь вперед. Мы же как близорукие. Наших славных времен никто не отнимет. Но сегодня другая эпоха. Мне кажется, хватит уже ездить на лошадях, объясняя всему миру, что они быстрее чем самолеты.

РГ: Не примите за провокационный вопрос и тем не менее: можно сказать, что мы все еще живем по системе Карполя?

Кириллова: Отчасти соглашусь, и в этом нет ничего обидного. В свое время система Карполя была лучшей. Я во всяком случае не знаю специалиста, который бы мог добиться тогда большего результата. Он заслуженный человек. Никто и никогда не отберет у него эти заслуги. Тем не менее жизнь идет вперед. А у нас никто не работает за рубежом, никто не ездит на семинары. Два года назад в России был организован семинар, когда поделился своим опытом Даг Билл и Хулио Веласко. Это единственный случай за 35 лет. Вы можете себе такое представить? Таких семинаров только за год должно проводиться несколько.

РГ: Неужели все настолько плохо?

Кириллова: Пусть тренеры на меня обижаются сколько хотят, но либо мне совсем ничего не говорить, либо говорить так как есть. Ведь наши специалисты ничуть не хуже зарубежных наставников. Более того, думаю, что лучше. Просто надо расти. Пока мы обижаемся, другие выигрывают.