Пограничная служба ФСБ приступила к тестированию новейшего комплекса охраны границы "Полоса-71" и приняла на вооружение новые беспилотные самолеты отечественного производства. Новейшие системы позволяют буквально просветить всю линию границы и услышать каждый шорох нарушителя.
Каким будет новое лицо границы, рассказал "Российской газете" первый заместитель директора ФСБ - руководитель Пограничной службы ФСБ генерал армии Владимир Проничев.
Российская газета: Раньше граница ассоциировалась с колючей проволокой и часовым с собакой. Теперь это уже методы прошлого века. А какой должна быть граница в нынешнем веке?
Владимир Проничев: Техническое переоснащение мы рассматриваем как одно из важных направлений создания современной системы защиты и охраны государственной границы. Его главная цель - повысить возможности пограничных органов в обнаружении и задержании нарушителей государственной границы, минимизировав при этом физическое присутствие пограничников на охраняемом участке.
РГ: Вместо дозоров и секретов будут сейсмодатчики и тепловизоры?
Проничев: Ведется разработка подвижных радиотехнических комплексов, позволяющих обнаруживать нарушителей, документировать их действия и передавать информацию на пункты управления в автоматизированном режиме. В охране труднодоступных участков границы начали применяться беспилотные авиационные комплексы.
РГ: В советские годы самой пограничной машиной считалась "ГАЗ-66". Хороший автомобиль, ничего не скажешь. Но техника не вечна. А многие "шестьдесят шестые" уже по двадцать-тридцать лет в строю. Не пора ли пограничникам обновить колеса?
Проничев: Старый парк автомобильной техники заменяется на современные полноприводные автомобили. В рамках Гособоронзаказа за последние три года в пограничные органы поставлено более 2,5 тысячи единиц автомобильной техники, сотни современных сигнализационных систем и комплексов, более сотни радиолокационных станций. В первоочередном порядке техническими современными средствами охраны границы оснащаются подразделения пограничных органов на участках со сложной оперативной обстановкой, прежде всего северокавказское и казахстанское направления.
РГ: Корабли и самолеты не забыты? Они тоже нужны на границе.
Проничев: Идет процесс обновления корабельного состава и авиации с учетом особенностей их применения в Арктике, в Тихоокеанском регионе, бассейнах Каспийского, Черного и Балтийского морей, а также на речных участках государственной границы. За последние 5 лет в органы береговой охраны поступило 14 пограничных сторожевых кораблей и 47 катеров. На вооружение авиации ФСБ России поступило 4 самолета и 15 вертолетов.
РГ: Самый больной вопрос - пункты пропуска. Поток людей через границу растет, например, в прошлом году через пункты пропуска прошло около 112 миллионов человек. А число кабинок на погранконтроле - такое ощущение - остается прежним. В результате очереди, скандалы, нервотрепка. Можно это как-то изменить?
Проничев: Пункты пропуска через границу оборудуются и оснащаются современными техническими средствами. Уже в ближайшее время планируется завершить их оборудование автоматизированными системами паспортного контроля.
РГ: Без человека любая техника - даже ультрасовременная - всего лишь груда металла. Кто будет служить на границе? Успеет ли солдат срочной службы освоить новейшие приборы за год?
Проничев: Одним из важных итогов реформирования Пограничной службы является переход на профессиональную основу комплектования. С 2007 года мы отказались от призыва военнослужащих в Пограничную службу и в 2008 году уволили последнего солдата срочной службы.
РГ: Значит, теперь на границе служат только добровольцы. Но чтобы доброволец стал профессионалом, его надо подготовить. В прошлые годы высокая подготовка пограничников не вызывала никаких сомнений. Не разрушена ли старая система после всех реформ?
Проничев: Подготовка кадров Пограничной службы интегрирована в систему подготовки Федеральной службы безопасности. Внесены изменения в учебные планы и программы. Подготовка офицеров для пограничных органов осуществляется в семи образовательных учреждениях ФСБ России пограничного профиля: Голицынском, Московском, Калининградском, Курганском и Хабаровском пограничных институтах, в Институте береговой охраны ФСБ России в г. Анапе и Пограничной академии ФСБ России, а также в других образовательных учреждениях ФСБ России.
Подготовка прапорщиков и мичманов пограничных органов ведется в учебных центрах - филиалах пограничных институтов. Сержанты и старшины, солдаты и матросы контрактной службы готовятся по специальностям в региональных учебных центрах пограничных органов.
К 2012 году количество специалистов со средним профессиональным образованием в пограничной службе планируется увеличить до 30-40 процентов, а в последующем довести до уровня 50 процентов. Образовательные учреждения ФСБ России пограничного профиля с их научным и кадровым потенциалом становятся базой формирования системы подготовки всех категорий военнослужащих.
РГ: В 2003 году была расформирована Федеральная пограничная служба, а "зеленые фуражки" перешли в Федеральную службу безопасности. Но реформирование и интеграция шли несколько лет. Процесс закончился? Или есть еще какие-то проблемы?
Проничев: Пограничная служба является составной частью Федеральной службы безопасности, выполняет не только задачи защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации, но и совместно с другими подразделениями ФСБ России противодействует всему спектру угроз пограничной безопасности, связанных с международным терроризмом и трансграничной преступностью.
При этом процесс интеграции представлял собой не простое механическое объединение структур двух ведомств, а сложную работу по структурно-функциональному встраиванию Пограничной службы в систему органов Федеральной службы безопасности. Данная работа вызвала необходимость коренного реформирования самой Пограничной службы.
РГ: Почему же потребовалось менять всю систему? Не проще ли было ограничиться закупкой новой техники и перевооружением?
Проничев: Сегодня кардинально изменились приоритеты в обеспечении пограничной безопасности. Одной из главных задач Пограничной службы является борьба с терроризмом, наркотрафиком, нелегальной миграцией и контрабандой на государственной границе. Если раньше система охраны границы была ориентирована на задержание нарушителей границы, то в настоящее время основные усилия направлены на пресечение трансграничной противоправной деятельности на границе. Подтверждением тому является то, что ежегодно выявляется и пресекается деятельность более 100 организованных преступных групп, занимающихся незаконной деятельностью на границе.
РГ: Число нарушителей границы растет? Скольких удается задержать?
Проничев: Основу пограничной деятельности по-прежнему составляет защита и охрана государственной границы, экономических и иных законных интересов на приграничной территории и в исключительной экономической зоне Российской Федерации. В 2008 году задержано более 6 тысяч нарушителей государственной границы, при этом более половины из них задержаны при попытках проникнуть на территорию России. Количество возбужденных уголовных дел возросло на 27 процентов, а число осужденных лиц за правонарушения в пограничной сфере увеличилось на 44 процента. Более чем на 20 процентов возросли в стоимостном выражении объемы задержанных контрабандных товаров и грузов.
В сфере пресечения каналов переправы через государственную границу средств террора и диверсий в 2008 году в сравнении с 2007 годом пограничными органами изъято на 43 процента больше огнестрельного оружия, на 40 процентов - различных боеприпасов, в 11,2 раза больше взрывчатых веществ.
РГ: В свое время большой резонанс в обществе вызвало установление Федеральной службой безопасности пограничного режима. Живущим по соседству такой режим не всегда казался удобным. Было ли оправдано введение пограничных зон?
Проничев: По сравнению с 2007 годом в 2 раза снизилось количество нарушений режима границы и на 40 процентов - число нарушений границы вне пунктов пропуска. Во многом это стало следствием работы с местным населением в процессе установления пограничной зоны и правил пограничного режима.
Введение режимных мер на приграничной территории позволило на дальних подступах к границе пресекать возможные ее нарушения. В результате на четверть возросло количество задержанных нарушителей пограничного режима.
Досье "РГ"
Пилотный вариант комплекса средств охраны государственной границы "Полоса-71" поступил в Региональное пограничное управления ФСБ России по УрФО. Комплекс включает в себя приборы сигнализации, приборы видео- и радиолокационного наблюдения, инфракрасного, тепловизионного, сейсмодатчики. Сейчас строительство и установка этих технических средств происходит на одном из опаснейших направлений в Челябинской области. По результатам испытаний комплексы будут доработаны и поставлены во все пограничные органы.
Что же касается беспилотных летательных аппаратов, то они оснащены видео- или фотокамерами, инфракрасными камерами и передают съемку оператору в режиме реального времени. Маршрут летательных аппаратов задается с пульта. Он летит в автоматическом режиме, но в любой момент оператор может вмешаться. Аппараты самостоятельно возвращаются к точке старта. Размах их крыла 40 сантиметров, эффективная высота около 300 метров, они летят бесшумно на электромоторе.